Обертонное пение тибетских монахов без преувеличения можно назвать визитной карточкой Тибета. В любом фильме, в любом музыкальном произведении о легендарной Крыше Мира, вы услышите их низкие голоса поразительной глубины и силы, приносящие с собой энергетику совершенно иного незнакомого, но притягательного мира.
Сами монахи называют свой стиль пения голосом Ямантаки, победителя бога смерти. Поскольку лишь люди, взошедшие на высочайшие вершины духа, могут представлять себе, как именно звучит голос этого мощного просветленного существа, в монастырских текстах он сравнивается с «рокотом лавины, сходящей с заснеженных гор» или «стремительной горной рекой, перекатывающей камни».
В Центре «Открытый Мир» монахи исполнят тантрический ритуал Будды Медицины, одного из самых любимых божеств тибетского буддизма. Будда Медицины отвечает за целительные силы пространства, ему мы обязаны появлением «Четырех медицинских тантр», составляющих основу всемирно известной тибетской медицины, которая устраняет не симптомы, но саму причину заболевания. В ходе ритуала монахи подносят Будде Медицины звуки цимбал и колокольчиков и просят его избавить живых существ от страданий, сопряженных с недугами разного рода.
Этот ритуал, основанный на священных текстах и мантрах, призван устранить все препятствия, которые встают на пути к исцелению. Это могут быть препятствия, не позволяющие врачу эффективно лечить пациента; препятствия, тормозящие благотворное действие лекарства или внутренние препятствия самого пациента.
В разных городах мира на ритуал Будды Медицины приходят те люди, которые хотят получить дополнительную энергию и благословение тибетских монахов для того, чтобы избавиться от страданий будь то физического, ментального или духовного рода.
Очень часто ритуал посещают профессиональные врачи и медсестры, психологи и массажисты. Их цель — вобрать в себя целительную энергию пространства, сконцентрированную в зале молитвами монахов Тибета и благопожеланиями и добрыми намерениями всех собравшихся, чтобы затем более эффективно помогать своим пациентам, проявлять к ним больше заботы и сострадания.
По завершении ритуала каждый из участников может подойти к ламам за благословением и традиционным защитным шнурком красного цвета, который в совместной молитве благословили ламы монастыря Дрепунг Гоман. Считается, что прочитанные над ним молитвы наделили его силой защищать от болезней и препятствий как внутренних, так и внешних. По окончании ритуалы вы сможете задать монахам свои вопросы.
Цаннид-дацан, наряду с факультетами Нгагпа – тантрическим, Дзийпа – астрологическим и Менба – медицинским, составляет оригинальную систематическую монастырскую образовательную традицию, которая выполняет функции сохранения, передачи и развития базовых ценностей буддийского религиозно-философского наследия.
Дрепунг Таши Гоман является одним из известнейших Цаннид-дацанов.
В Гомане на данный момент обучается более 2500 монахов. Гоман состоит из 16 общин – канценов. Гоман-колледж имеет библиотеку, среднюю школу на 300 школьников, больницу на 20 мест. Сейчас в Гомане закончилось строительство нового храма вмещающего 4 000–5 000 монахов, тогда как старый был рассчитан только на 300 мест, цоколь нового храма служит площадкой для философских дебатов. Строительство велось исключительно на спонсорские пожертвования.
Гоман является факультетом, входящим в монастырский комплекс Палден Дрепунг, основанный в 1416 г.,
Из-за захвата Тибета Китаем, в 1959 году, и последовавших за этим событий, когда монастыри были разрушены, духовенство подверглось притеснениям, а святыни —надругательствам, многим тибетцам пришлось покинуть свою страну. Возрождение на территории Индии тибетского буддизма, являлось не простой задачей, но тем не менее, благодаря доброте и неустанному руководству Его Святейшества Далай-ламы XIV, удалось в целом сохранить религиозно-философские традиции в Учении и обрядах, и восстановить центры буддизма — монастыри.
Некогда великий монастырский комплекс Палден Дрепунг воссоздал только три своих факультета, это Нгагпа Дацан, расположенный в Дели, Гоман и Лоселинг в штате Карнатака (Южная Индия).
По-тибетски Гоман, означает, «Многодверный». Такое название он получил благодаря его ламам, которые достигли глубокой реализации пустоты и могли входить в монастырь на хурал (молебен) сквозь стены, как через открытые двери. Многими великими ламами, учителями и философами, достигшими высочайших духовных реализаций известен Гоман. Все они трудились и трудятся на благо всех живых существ, а так же для сохранения и распространения драгоценного учения Будды.
В настоящее время в Гоман Дацане обучаются более 2500 монахов, в том числе монахи из России, Монголии, Непала, Бутана, из некоторых гималайских регионов Индии. Ежегодно прибывает большое количество новых студентов-монахов для получения высшего философско-буддийского образования.
Община Самло, это один из канценов Дрепунг Гоман Дацана. Здесь следует сказать несколько слов о том, что такое «Канцен». Канцен, это обширное землячество монахов, родом из одной области или края. В Гоман Дацане существует 16 канценов, все монахи принадлежат к одному из них. У каждого канцена есть свой глава и монахи (обычно двое), которые распоряжаются общим имуществом землячества. Канцены регулярно проводят свои молебны. Внутри одного канцена могут существовать мицаны, это более мелкие землячества, которые образуют одно большое. Важно подчеркнуть одну особенность, люди вольны поступать в любой монастырь, но внутри его, должны обязательно вступить в своё землячество.
В Тибете, Самло канцен был самым многочисленным (более 2000 монахов). Причем в основном это были монахи из Монголии, Бурятии и Тувы. Сразу после восстановления Гоман Дацана в Индии, выяснилось что из Тибета пришло слишком мало монахов из общины Самло, поэтому для них было построено довольно скромное общежитие.
В конце 90-х годов, в связи с изменением политической ситуации в России и Монголии, в Индию на обучение снова начали приезжать монахи из Бурятии, Калмыкии, Тувы, а также монахи из Монголии. Число обитателей канцена стало быстро расти.
На сегодняшний день в Самло канцене состоит 300 монахов. Из них 68 родом из провинции Амдо (Северо-Восточный Тибет), 20 из Центрального Тибета, 50 из Бурятии, 20 из Тувы, 110 из Монголии и двое из небуддийской части России (Подмосковье и Красноярск).
В связи со столь значительным увеличением числа монахов общины Самло, здание общежития общины не может более вместить всех. Члены землячества живут в самых разных местах на территории монастыря.
Однако для учебного процесса, построенного по древней традиционной системе монастырского образования, желательно что бы все члены одной общины жили вместе. Это положительно сказывается на обучении и взаимоотношениях членов землячества.
Поэтому возникла необходимость построить новое общежитие, способное вместить всех монахов Самло канцена.
Для сбора средств на строительство организован тур по регионам России. В состав группы входят старшие монахи землячества и учителя. Среди монахов и первый голос монастыря Чой Джамцо.