Печать

Стать ламой можно и в Бурятии

Опубликовал: Валерий Павлов 26 Октябрь 2006. Опубликовано в Новости

А крупнейшие буддийские учебные центры находятся в Индии

 «Таежная, озерная, степная». Общепризнанный всероссийский центр буддийской культуры и религии. Дацаны, карма, удивительные обереги из камня, фарфора и лент — все это служит неповторяемой атрибутикой буддизма. Но живым воплощением «религии без Бога» становится таинственный и необычный человек — лама в бордовых одеждах. Откуда берутся эти люди? Где они проходят обучение, чтобы понимать обыкновенных людей и, главное, помогать им в бедах?

На эти и другие вопросы согласился ответить Ринчин-лама, член буддийской общины «Ламрим» города Улан-Удэ.

- Каждый ли человек может стать ламой?

- Да, ограничений здесь нет. Конечно, есть такие ламы, которые видят потенциал в ученике. Некоторые говорят, что должна быть хорошая карма — для этого надо накопить хорошие деяния в прошлой жизни. Но вообще каждый человек может стать ламой, если обладает нужными для этого качествами: желанием, стремлением, терпимостью.

- Где находятся учебные центры?

- Такое образование можно получить в Индии, Монголии и даже в Бурятии, в Иволгинском дацане. В Индии — углубленная форма обучения. Там находятся три крупнейших философских монастыря — Дрепунг, Гандэн и Сера. К примеру, Дрепунг делится на два философских факультета, на одном из которых учится около двух тысяч монахов, а на другом — четыре тысячи.

- Что нужно делать, чтобы стать ламой?

- Учеба жестко систематизирована во всех монастырях и дацанах. Все зависит от блюстителей порядка — эти ламы стоят на ступень выше учителей и следят за тем, чтобы ничто не мешало точному распорядку занятий будущих лам. Первые 15 дней месяца отведены для философских дебатов, которые проходят как утром, так и вечером. Другие 15 дней отдаются на заучивание текстов и службы. День всех учеников начинается службой строго в 6 часов утра. Далее завтрак и заучивание священных текстов. В 9 часов вновь проводится молебен или диспуты. Иногда проводятся землячества и дебаты. После обеда обычно бывает свободное время, после чего — с книгами к учителю, который проводит лекции. Вечером — подготовка к дебатам, служба и ужин. Отбой в полночь. Понедельник — выходной день.

- На каких факультетах обучаются ламы?

- В индийских монастырях есть философский, астрологический, тантрический, медицинский факультеты. Философский — важный факультет. Как известно, каждый лама в душе должен быть философом. Это позволяет ему переносить все лишения и тяготы жизни достойно и учить других людей философски смотреть на вещи. Астрологов обучают читать будущее человека по дате его рождения. Кроме того, астролог должен иметь индивидуальный подход к каждому, связывать различные события в жизни человека и помогать полезным советом. На медицинском факультете студентов учат разбираться во всех полезных растениях, чтобы потом они могли вылечить любую болезнь человека с помощью того, что дает нам природа. На тантрическом факультете изучают также философию и ритуалы древнейшей науки. Выпускники этого факультета владеют навыками проведения различных ритуалов.

- Сколько лет длится обучение?

- Срок обучения зависит от выбранного факультета. Например, на философском факультете он составляет 21 год. На остальных — пять-семь лет. Каждый монах имеет своего наставника — ламу, который передает ученику свои знания и опыт. Первые четыре года обучения составляют первый курс. Следующие пять лет — второй курс; на третий, четвертый и пятый курсы приходится по два года. Это обязательная программа. Дальнейшее учение можно сравнить с аспирантурой — зависит от желания.

- Как проходила ваша учеба?

- Я начал обучение с четырнадцати лет в Чесанском дацане Бурятии. Хотелось расширить кругозор, получить знания, сформировать умения. Потом оказался в Монголии, в Улан-Баторе, в буддийском центре Бакулы Римпоче, где оставался до 1994 года. После этого был в Индии вплоть до 2004 года. В 2005 году служил представителем центрального духовного управления буддистов в Москве. Сейчас обучаюсь в светском вузе — Бурятском государственном университете на историческом факультете.

Мы на реальном примере убедились в том, что лама — это вполне земной человек. Он знает духовные истины и в то же время твердо стоит на земле. Но все-таки двадцать лет непрерывных занятий и строгого расписания жизни — это завидный пример желания учиться, стремления к знаниям, большого терпения, если учитывать, что многие из молодых людей едва выдерживают пять лет в обычном вузе.

Татьяна Шубина
http://pressa.irk.ru