Печать

Год Кабана может оправдать надежды

Опубликовал: Валерий Павлов 17 Февраль 2007. Опубликовано в Новости

Костры «Дугжууба» — предновогоднего символического сожжения грехов и напастей — зажглись после захода солнца в буддийских храмах России. Миряне, исповедующие учение Будды, съехались в дацаны /монастыри/, чтобы принять участие в главном обряде, совершающемся накануне наступления Нового года по лунному календарю. Религиозная церемония «Дугжууба» /или — Костер/ — одна из самых почитаемых у бурят и других монголоязычных народов.

Считается, что она подавляет 64 злые силы, причиняющие несчастья. Во время молебна ламы-священнослужители символически собирают всю нечисть, чтобы в финале церемонии сжечь ее в очистительном костре, который называется Сор. В него же верующие бросают комочки теста, которыми предварительно проводят по себе, очищаясь в канун новогодья от болезней и иных невзгод.

18 февраля для буддистов России наступитimg_11266789_0003.jpg Год Огненного  Кабана. Бурятии день наступления Нового года по лунному календарю означает и начало народного праздника Белого месяца — Сагаалгана.

Накануне праздника глава Буддийской традиционной Сангхи /церкви/ России Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев дал эксклюзивное интервью корр. ИТАР-ТАСС Алексею Субботину.

ВОПРОС: Досточтимый Пандито хамбо-лама, чем стал знаменательным уходящий год для буддистов России?

ОТВЕТ: Меня радует, что верующие возвращаются в дацаны /храмы/. При этом миряне активно помогают нам их восстанавливать, собирая пожертвования и оказывая другое содействие. Мы прекрасно понимаем, что чаще всего люди отдают нам вовсе не лишние для себя деньги, отказывая себе в чем-то необходимом. И это служит доказательством того, что народ выше всего ценит духовное богатство. За год нам удалось построить один новый дацан и возродить два старых храма.

Важным событием для российского буддизма стал 60-летний юбилей Иволгинского дацана /резиденция Буддийской традиционной церкви РФ в 40 км от Улан-Удэ — прим.корр/. Это один из первых буддийских храмов открытых после Великой Отечественной войны. С него начиналось возрождение буддизма в стране после долгих лет воинствующего атеизма, когда были закрыты и разрушены практически все дацаны России. 60-лет — это полный буддийский цикл Рабжуна / 60-летний круг летоисчисления, состоящий из пяти 12-летних циклов — прим.корр/.  Поэтому для нас — это важное событие на сакральном уровне.

Хочу также отметить, что буддисты России продолжают хранить нетленное тело хамбо-ламы Даши-Доржо Итигилова. /Глава буддистов России умер в 1927 году в позе лотоса во время медитации. Тело было найдено нетленным в 2002 году в месте захоронения. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию — прим. корр/. Тело находится без изменений. Тайна Итигилова сохраняется. А влияние феномена Итигилова растет. Каждый открывает его по-своему, интерес к нему огромен, так как заставляет задуматься о вещах, пока недосягаемых для сверхрационального мышления современного человека.

ВОПРОС: В уходящем году Вы активно работали, как член Общественной палаты РФ. Как Вы оцениваете свое участие в деятельности этой сугубо мирской структуры?

ОТВЕТ: Работа в Общественной палате РФ принесла мне удовлетворение. Пришлось включиться в борьбу с злоупотреблениями бюрократии и даже добиться небольших побед. Не без моего участия ликвидированы незаконные привилегии для высокопоставленных чиновников Бурятии. Защищал интересы жителей так называемых «нахаловок» в Улан-Удэ, которых власти пытаются выселить из построенных домов, хотя еще вчера не замечали проблемы самостроев, давая им разрастись. Сейчас создана комиссия, которая должна разобраться в этой ситуации без принудительного выселения людей, которое было уже началось. Вступался и за интересы ветеранов.

Конечно, такого рода конфликты не входят в компетенцию духовного лица. Половина людей, которые теперь приходят ко мне, приходят не как к ламе-священнослужителю, а как к общественному деятелю. Но я еще и гражданин своей страны. И считаю, что не вправе отказываться от общественной нагрузки, предложенной мне главой государства. Кроме того, как говорится, что-то теряешь, что-то находишь. Признаться честно, я не думал, что в жизни нашего общества столько бардака. Не проблем, а именно элементарного бардака. Так что, в этом смысле я стал более осведомленным. Отрадно и другое. Я убедился, что наши чиновники умеют учиться и исправлять свои ошибки.

ВОПРОС: Вы остаетесь членом Межрелигиозного совета при президенте РФ. Как Вы оцениваете межконфессиональный диалог между традиционными религиями?

ОТВЕТ: Он постоянен и достаточно конструктивен. Хотя есть вопросы, по которым поиск компромиссов идет сложно. Приведу в пример известную дискуссию о возможности преподавания в школах основ православия. Как известно, это вызвало неоднозначную реакцию у приверженцев других религий. Вместе с тем, должен отметить, что в целом споры не выходят за рамки корректности. А само их появление свидетельствует о росте религиозности жителей России. Значит, мы просто обязаны позаботиться и о росте толерантности общественного сознания. И понимание этого, я полагаю, есть.

ВОПРОС: Не секрет, что в России остро стоят проблемы миграции, случаются и конфликты, имеющие национальную подоплеку. Какую роль могут сыграть традиционные конфессии страны в предотвращении событий, которые, например, имели место в Кондопоге?

ОТВЕТ: Огромную роль. Когда граждане одной страны формируют какие-либо группировки по национальному признаку с деструктивной идеологией там так или иначе, может быть скрыто, но будет присутствовать религиозный фактор. Следовательно, священнослужители обязаны реагировать на это и всеми силами пытаться не допускать развития тех или иных конфликтов. А уж тем более тех, которые могут закончиться кровопролитием.

Своевременное слово, проповедь пастырей здесь просто необходимы. Надеяться лишь на силовые структуры и официальную пропаганду – значит обманывать себя. Важно использовать все факторы, чтобы не допустить дестабилизации общества. И религиозный фактор в этом смысле трудно переоценить, так как именно за ним стоят нравственные и моральные ценности, а они порой сильнее юридических законов.

ВОПРОС: Досточтимый Пандито хамбо-лама, насколько широки сегодня контакты буддистов России с буддистами мира?

ОТВЕТ: Мы поддерживаем самые широкие связи с буддистами мира. Недавно делегация Буддийской традиционной церкви РФ побывала в Индии, где приняла участие в работе международной конференции, организованной правительством Индии. Форум был посвящен 2550-летию ухода Будды в Нирвану. Мы придерживаемся традиций Махаяны, где считается, что Будда ушел 2887 лет назад. Тем не менее, это не помешало нам обсуждать общие теологические проблемы. Форум состоялся в местности Бодхгайя, где Будда обрел просветление. Ритуал возжигания священных лампад осуществил Его Святейшество Далай-лама ХIV.  Конференция носила научный характер, поэтому сюда съехались ведущие ученые со всей планеты. Мне, как и хамбо-ламе буддистов Монголии, было также предоставлено слово.

Кроме того, мы побывали в Лумбини в Непале, где уже началась подготовительная работа по строительству бурятского дацана. Рабочие проблемы его возведения обсуждались с представителями министерства культуры Королевства Непал.

Я принял участие и во Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве, где духовные лидеры религий планеты обсуждали самые актуальные мировые проблемы. Это были полезные дискуссии.

ВОПРОС: И вопрос, который волнует не только сторонников учения Будды. Что, по прогнозам буддийских астрологов, которым доверяют даже атеисты, принесет нам Год Огненного Кабана?

ОТВЕТ:  Прежде всего, хочу отметить, что 18 февраля наступает год дикого Кабана, а не домашней Свиньи, как неверно сообщалось накануне европейского Нового года. А это большая разница. Кабан отличается бдительностью, свирепостью. И, как ни странно, плохой памятью. Первые качества таят опасность для людей, как, впрочем, и забывчивость, которой мы порой страдаем.

Кроме того, вступает в свои права итоговый год очередного 12-летнего цикла буддийского календаря (1995 — 2007). Этот год подведет итоги всему сделанному за этот период. Он дает возможность наверстать все дела, которые люди не смогли осуществить за предыдущие 11 лет. Но в то же время велика вероятность потери всего достигнутого. Все человеческие деяния и помыслы будут более ясными. Так что, год будет тяжелым и напряженным. Но для сильных людей, готовых к испытаниям, это будет год оправдания всех надежд.

Наша справка:

Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев является 24-м иерархом российского буддизма с 1764 года. Он родился в 1962 году в Читинской области. После окончания педагогического училища работал учителем. В 1983 году поступил в Буддийский университет в Улан-Баторе. Окончил его в 1988 году, работал куратором советских студентов этого университета. После являлся эмчи-ламой (врачом) Иволгинского дацана. В 1991 году был назначен ширээтэ-ламой (настоятелем дацана Балдан-Брэйбун. В 1995 году избран Хамбо-ламой Центрального духовного управления буддистов РФ, ставшего впоследствии Буддийской традиционной Сангхой (церковью) РФ. Дамба Аюшеев является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, вице-президентом Азиатской буддийской конференции за мир.

 Буддийская традиционная церковь РФ объединяет свыше 30 буддийских монастырей Бурятии и европейской части России. В них служат около тысячи лам-священнослужителей. Они исповедуют традиции тибетской школы Гелугпа, которая относится к буддизму Махаяны /"Большой колесницы"/, ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ.

Буддизм в России исповедуют, по разным оценкам, до 2 млн. человек.

Источник: http://www.itar-tass.com