Печать

Японские археологи ищут буддийские святыни в Таджикистане: итоги раскопок 2007 года

Опубликовал: Валерий Павлов 29 Январь 2008. Опубликовано в Новости

Последнее открытие минувшего года
БУДДИЙСКАЯ СТРАНИЦА
Калаи Кафирнигана

Завершающим этапом полевых археологических работ в Таджикистане в 2007 году стала таджикско-японская экспедиция, проводившая исследования на древнем городище Калаи Кафирниган. Возобновление изучения этого исторического памятника спустя почти три десятка лет ознаменовалось новыми интересными находками, свидетельствующими о перспективности продолжения дальнейших исследований. Наш корреспондент встретился с руководителем экспедиции Саидмуродом БОБОМУЛЛОЕВЫМ, директором Национального музея древностей Таджикистана.

СПРАВКА «КТ»
Буддизм — одна из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Его возникновение относится к 6–5 векам до нашей эры. Из Индии буддизм распространился по азиатскому континенту, отчасти и в Средней Азии и Сибири. В центре буддизма — учение о «четырех благородных истинах»: существующем страдании, его причине, состоянии освобождения и пути к нему. В буддизме нет души как неизменной субстанции, нет Бога как творца и, безусловно, высшего существа.

Городище Калаи Кафирниган, как рассказал Бобомуллоев, расположенное в среднем течении реки Кафарниган, в 80 километрах к юго-западу от Душанбе, на окраине кишлака Эсамбай в Ленинском районе (ныне имени Рудаки), привлекло внимание археологов еще в 70-х годах прошлого столетия. В течение нескольких лет здесь под руководством Бориса Анатольевича Литвинского, крупнейшего исследователя древних памятников Таджикистана, сегодня проживающего в Москве и являющегося академиком Академии наук РТ, проводились первые раскопки.

Было установлено, что городище Калаи Кафирниган принадлежит к памятникам, свидетельствующим о широком распространении буддизма в Южном Таджикистане в раннесредневековую эпоху. В верхнем слое городища, окруженного обвалованной стеной с выступами-башнями, подступы к которой преграждал ров, были раскопаны здание, по-видимому жилой аристократической резиденции, а также сооружение, в северной части которого располагался небольшой буддийский храм. В центре его находилось святилище с крупной фигурой сидящего Будды.
Раскопки 70-х годов дали, помимо ценных свидетельств искусства, обширный комплекс разнообразных предметов материальной культуры населения на территории Таджикистана V–VIII веков нашей эры.
— Чем же вызван, спустя десятилетия, новый интерес к городищу Калаи Кафирниган?
— Исследования на территории нашей страны памятников буддизма связаны с Японией, которая их финансирует,— говорит Бобомуллоев. В наш совместный археологический отряд вошли восемь человек. Половину из них представляла японская сторона — это сотрудники университета Рюкоку из города Киото. Помимо них, в составе экспедиции работали сотрудники Института истории, археологии и этнографии имени Дониша Академии наук Таджикистана.
— Какие результаты принесли последние работы?
— В северной части городища, которая еще не исследовалась, нами были заложены два раскопа. Здесь были обнаружены помещения с многочисленными фрагментами лепной керамики, в основном столовой посуды, кувшинов, мисок, бокалов, горшков. Очевидно, что помещения пострадали в результате пожара, об этом говорили остатки обгоревшего дерева.
Особую ценность представили находки четырех целых хумов — кувшинов для хранения зерна — высотой один метр 35 сантиметров. Они относятся к пятому- шестому векам. На одном из хумов был знак хионитов. Эти племена проживали на территории Средней Азии в четвертом-пятом веках.
Кроме того, были обнаружены несколько монет, в том числе очень редкая, хорошо сохранившая серебряная монета второй половины шестого века племени эфталитов. Эфталиты в пятом веке образовали государство, в которое входили территории Средней Азии, Афганистана и Восточного Ирана. На лицевой стороне имелся стилизованный портрет сасанидского шахиншаха Хосрова I Аннушервана (531–579 годы). Надпись на монете выполнена бактрийским письмом. На обратной ее стороне вычеканен алтарь огня, охраняемый двумя жрецами — служителями этого культа, мобадами.
Членам экспедиции удалось раскопать двор, в котором находилась мастерская по производству керамических изделий. Неподалеку от печи была найдена форма для отливки терракот — небольших фигурок из обожженной глины.
— Находки, сделанные на городище Калаи Кафирниган таджикско-японской экспедицией,— сказал Саидмурод Бобомуллоев,— сегодня уже выставлены в Национальном музее древностей Таджикистана. Продолжение дальнейших раскопок, мы уверены, принесут новые открытия о жизни и быте людей в этой местности на территории республики полтора тысячелетия назад.

Владимир ФРОЛОВ,
газета «Курьер Таджикистана» Источник — ЦентрАзия