Печать

Духовная жизнь

Опубликовал: Валерий Павлов 06 Февраль 1999. Опубликовано в Новости

Путь к счастью, как пишет Далай-лама — это путь к себе.

Диего Рибаденьира, Бостон Глоуб Стаф, 16 января 99

Поиски счастья это основное человеческое желание с начала истории. Оно актуально и сегодня, несмотря на высказывание Будды и других, дошедшие до нас через века, что страдание — наша неизбежная судьба.

В Соединенных Штатах, как и в других странах Запада, мы часто сравниваем счастье с осуществлением наших желаний: нахождение идеального супруга, удачная карьера или покупка дома-мечты в пригороде.

Конечно, каждый из нас знает кого-то, кто обладает одной или несколькими вещами, которых он желал, и все же остается по-прежнему несчастным. Об этом утверждает Далай-лама в новой книге, что счастье приходит не из внешнего мира, а изнутри.

" Я верю, что истинная цель нашей жизни состоит в поиске счастья, " — говорит Далай-лама в открытом выступлении по поводу книги " Искусство счастья: Руководство для жизни ", написанной доктором Говардом Кальтером, искусным психиатором, с которым Далай-лама встретился в 1982 году, когда Кальтер обучался в Индии тибетской медицине.

" Верит ли каждый в религию или нет, верит ли каждый в эту или другую религию, все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Так, я думаю, что истинное побуждение нашей жизни направлено к счастью, " — пишет Далай-лама.

Не требует доказательств то, что мы стремимся к счастью, более существенно то, что именно является счастьем. Для Далай-ламы все заключается в нашем уме.

" С точки зрения Далай-ламы, есть много различных уровней счастья, " — сказал Кальтер в интервью во время недавнего визита в Бостон. « Но основываясь на наших обсуждениях, я сказал бы, что его определение счастья — это чувство радости и ощущения удовлетворенности, которое является результатом развития спокойного, устойчивого состояния ума, основанного на любви и сострадании».

Далай-лама делает ясное различие между счастьем и удовольствием. Удовольствие основано, главным образом, на " физическом, чувственном переживании ", которое подчинено изменениям и может быть скоротечным, утверждает он.

Но счастье, как рассматривает его Далай-лама, связано с сердцем и умом, и поэтому оно более надежно и устойчиво к превратностям жизни.

" Далай-лама не говорит, что мы не должны обеспечивать наш быт или не иметь удобный дом, " — сказал Кальтер, который был воспитан как еврей, но приспособил буддийские методы для своей жизни. « Но если страдание — неотъемлемый факт человеческого существования, тогда мы нуждаемся в стратегиях обращения с ним.»

Кальтер был представлен Далай-ламе, главе Тибета в изгнании, старшим братом, Лобсангом Самденом, который был директором Тибетского медицинского института в Дхарамсале, в Индии. Далай-лама, который оставил свою Гималайскую родину, основал " правительство в изгнании " в Дхарамсале.

Из-за высокого положения Далай-ламы и всемирной известности, Кальтер ожидал встретиться с " надменным, величественным " религиозным лидером. Вместо этого, Кальтер обнаружил, что он был " одним из самых теплых, искренних и чистосердечных людей, которых я когда-либо встречал. "

Кальтер начал работать над книгой вскоре после того, как он помог организовать визит Далай-ламы в штат Аризона, в 1993 году. Кальтер сказал, что он не хотел бы писать другой книги по буддизму. Книжный рынок полон такими книгами.

" Я хотел выделить различные элементы в учении Далай-ламы, что-то практичное, что люди могли бы использовать в своей ежедневной жизни, " — сказал он.

Один из наиболее интригующих вопросов, что конечно заинтересовал Кальтера — как Тибетский духовный лидер способен сохранять присутствие духа в такое тяжелое для тибетского народа время.
Как и многие другие, кто находился в присутствии Далай-ламы, Кальтер сказал, что состояние счастья буддийского лидера является ощутимым и заразительным, даже тогда, когда он обсуждает Тибетско-Китайские отношения.

" Часть этого приходит из развития способности рассматривать любую ситуацию с различных точек зрения, " — сказал Кальтер. " В его собственной жизни факт, что он был вынужден оставить свою страну и жить как беженец, мог бы быть воспринят как ужасный. Но с другой стороны, живя как беженец он встретил много различных людей, которых он никогда не встретил бы, оставаясь в Тибете. "

Точка зрения Далай-ламы кажется очевидной, но Кальтер говорит, что легко потерять из виду эту очевидность в нашем лихорадочном и ориентируемом на успех обществе. " Некоторые из этих идей подобны звуку избитых фраз, но хитрость в том, чтобы постоянно напомнить себе о них, и постепенно это изменит способ, которым вы смотрите на вещи, " — сказал Кальтер.