БОДХИЧИТТА
Категория “бодхичитта” образовано из двух составляющих: бодхи, т. е. Просветление, и читта — Сознание. Еще в IX веке величайший индийский пандита Харибхадра в кратком комментарии на Абхисамаяламкара-сутру писал: “Порождение бодхичитты с ее рассматриваемой сущностью определяется следующим образом — порождение бодхичитты — это желание истинно совершенного, Просветления ради блага других”.
В переводе первой части “Лам-рим Чен-по” Г. Цыбикова упоминается “мысль бодхи, сострадающая к другим более чем к себе” (Лам-рим Чен-по, стр. 7), переводимая как “святая мысль”.
В работе Жалсаба Дарма Ринчена, выдающегося ученика Чже Цзонхавы — великого реформатора тибетского буддизма, под названием “Украшение сути объяснений совершенства запредельной мудрости” (XV век), дается уже более строгое определение бодхичитты: “Это особенное сознание (читта), обладающее сходством с устремлением, направленным, как к цели, к истинному совершенному Просветлению на благо других”.
Существуют два вида бодхичитты — относительная и высшая. Относительная бодхичитта — любовь и сострадание ко всем живым существам.
Высшая — это состояние сознания, постигшего Пустотность, т. е. достигшего полного освобождения. Человек, который породил в себе бодхичитту, называется бодхисаттвой