Печать

Министерство юстиции не только регистрирует религиозные организации, но и контролирует их

Опубликовал: Валерий Павлов 07 Август 1999. Опубликовано в Новости

В последнее время появилось множество религиозных организаций различного толка как традиционных, так и нетрадиционных направлений. Это свидетельствует о росте влияния духовного фактора в жизни людей. Однако всплеск религиозных движений порождает и ряд негативных явлений, в том числе появление разного рода шарлатанов, тоталитарных сект и т. п., наносящих ущерб не только семейному бюджету, но и в ряде случаев психическому здоровью граждан. В связи с этим возникает необходимость усиления контроля за деятельностью религиозных организаций со стороны государственных органов власти.

Какую же работу проводит в этом направлении Министерство юстиции РБ? Об этом мы беседуем с министром юстиции республики Б. Н. Ботоевым.

— Борис Николаевич, в последние годы в России наблюдается рост числа различных сект и религиозных организаций, пропагандирующих нетрадиционные для нас верования. Почему это происходит? Каким образом Министерство юстиции регулирует их деятельность?

— Специфика религиозной жизни России заключается в ее многоконфессионности. На территории России действуют организации, представляющие более 60 религиозных направлений. Вдобавок к этому в последние годы Российская Федерация стала полем действия для различных сект и новых религиозных объединений. Деятельность некоторых из них создает угрозу общественному спокойствию, нарушает права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации, разрушает семьи, вредит здоровью людей.

Почему это произошло?

Во-первых, в стране нет государственной идеологии.

Во-вторых, состояние Русской православной церкви, буддистов, мусульман, иудеев, обескровленных за годы Советской власти, несравнимо с возможностями новых религиозных движений, обладающих значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом для ведения миссионерской деятельности.

26 сентября 1997 года принят Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», явившийся плодом компромисса государственных и традиционных религиозных конфессий России. Он призван остановить победное шествие различных сект.

На профессиональном уровне реализацией закона занимаются только Министерство юстиции России и органы юстиции на местах.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации.

Министерство юстиции Республики Бурятия регистрирует местные, а также централизованные организации, состоящие из местных религиозных организаций, находящихся в пределах Республики Бурятия.

Централизованные религиозные организации образуются из не менее чем трех местных религиозных организаций одного вероисповедания.

Ключевой в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» является статья 9, которая регулирует порядок создания религиозных организаций. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или же подтверждение о ее вхождении в структуру централизованной религиозной организации.

Это сделано с целью защиты от малоизвестных сект. Причем, религиозные группы сами должны доказать свое существование на данной территории в течение 15 лет.

На региональном уровне следует определиться и закрепить нормативными актами процедуру уведомления органов местного самоуправления о создании и начале деятельности религиозных групп, порядок выдачи подтверждения о 15-летнем сроке деятельности.

— Стоит, наверное, напомнить читателям о принятии аналогичного закона Народным Хуралом нашей республики.

— Да, в декабре 1997 года был принят Закон РБ «О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия». К сожалению, это пример неработающего закона, к тому же принятого с нарушением Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия. По сравнению с федеральным законом он более «куцый» и не регулирует каких-либо местных правоотношений. Обо всем этом Министерство юстиции Республики Бурятия неоднократно предупреждало законодательный орган нашей республики еще в период разработки и принятия закона.

— Как ваше министерство осуществляет функцию регистрации религиозных организаций и контроля за их деятельностью?

— С января 1991 года по октябрь 1997 года Министерством юстиции Республики Бурятия зарегистрировано 116 религиозных организаций, в том числе таких традиционных для Бурятии конфессий, как:

44 православных прихода Бурятского Благочиния Читинско-Забайкальской Епархии;

26 буддийские общины и дацаны, входящие в структуру Традиционной буддийской Сангхи;

4 старообрядческие общины;

духовный центр Бурятской народной религии Боо-Мургэл (шаманизм);

буддийская община «Ламрим», зарегистрированная в 1995 году как самостоятельная религиозная организация.

Среди нетрадиционных конфессий Бурятии числятся:

евангельские христиане-баптисты, входящие в объединение евангельских христиан-баптистов по Восточной Сибири — 3 организации;

христиане Веры Евангельской -пятидесятники, входящие в объединенный Союз христиан Веры Евангельской Пятидесятников — 8;

древлеправославные приходы, входящие в систему русской древлеправославной церкви (Новозыбковская Архиепископия и Новосибирская Епархия) — 3;

апостольские православные общины — 7.

— Борис Николаевич, до конца этого года все религиозные организации должны пройти перерегистрацию. Что будет с теми из них, кто не представит своевременно свои документы в Министерство юстиции РБ?

— В соответствии со ст.27 федерального закона государственная перерегистрация религиозных организаций, созданных до вступления в силу настоящего федерального закона, должна быть произведена не позднее 31 декабря 1999 года. По истечении указанного срока религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, могут быть ликвидированы в судебном порядке по обращению Министерства юстиции Республики Бурятия.

В период с 1 января 1998 по 1 июля 1999 года в Министерстве юстиции прошли перерегистрацию и регистрацию следующие религиозные организации:

православные приходы Бурятского Благочиния Читинской и Забайкальской Епархии Русской Православной Церкви −7;

христиане Веры Евангельской — пятидесятники — 14;

буддийские дацаны и общины-7, из них улан-удэнская община «Ламрим» и дацан «Прунцогнамдоллинг» Окинского района как самостоятельные организации. Входили ранее в структуру Сангхи РФ и прошли перерегистрацию как самостоятельные организации: улан-удэнская община «Дхарма», дацаны «Тушита», «Бодхидхарма» Тункинского района, ацагатский дацан «Гандандаржалинг». Вновь создана улан-удэнская община «Зеленая Тара», которая входит в структуру Сангхи.

— Не противоречит по текущему законодательству перерегистрация
местных религиозных организаций как самостоятельных объединений?

— Нет, не противоречит.

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» не предусматривает каких-либо ограничений при перерегистрации. Местная религиозная организация, которая ранее входила в централизованную организацию, имеет право выхода из нее по решению большинства своих членов. Спорные вопросы, касающиеся имущества и правомерности выхода, решаются в судебном порядке.

Беседовала Альбина Андреева.
20 июля 1999 г. Газета «Бурятия»