Печать

Заявление Его Святейшества Далай-ламы по случаю 41-й годовщины тибетского национального восстания

Опубликовал: Валерий Павлов 11 Март 2000. Опубликовано в Новости

Я посылаю свои самые искренние поздравления моим соотечественникам, проживающим как в Тибете, так в изгнании, а также нашим друзьям и всем, кто поддерживает во всем мире наше движение, по случаю 41-й годовщины Тибетского национального восстания 1959 года.

Мы стоим на пороге XXI века. Если взглянуть на события уходящего тысячелетия, можно сказать, что человечество достигло огромного прогресса в сфере развития материального благосостояния. Но вместе с тем налицо разрушительные тенденции как в плане личной жизни, так и в психике, проявляющиеся в том, что отдельные люди и целые народы тратят свои силы на конфронтацию, а не на поиск взаимопонимания при решении проблем двусторонних и многосторонних отношений. Поэтому XX век стал во многом веком войн и кровопролитий. Я верю, что все мы извлекли из этого полезный урок. Совершенно ясно, что любое решение проблем, опирающееся на насилие и конфронтацию не является долговременным. Я твердо верю, что мирными средствами можно достичь лучшего взаимопонимания. Мы должны сделать наступающее тысячелетие веком мира и диалога между людьми.

Мы отмечаем эту годовщину восстания 10 марта во все усложняющихся условиях нашей борьбы за свободу. Тем не менее дух сопротивления в народе Тибета продолжает возрастать. Обнадеживает также ширящаяся во всем мире поддержка нашего движения. К сожалению, со стороны Пекина мы видим недостаток политической воли и смелости для разумного и рационального решения тибетского вопроса средствами мирного диалога.

С самого начала и все время пребывания в изгнании мы верили в лучшее, но готовились к самому худшему. Поэтому все эти годы мы не оставляли усилий призвать китайское правительство к мирному диалогу и примирению. Мы также протягивали руку дружбы нашим китайским братьям и сестрам, включая и тех, что проживают на Тайване, стараясь добиться взаимного понимания, уважения и солидарности. Одновременно с этим мы заботились об укреплении общины проживающих в изгнании тибетцев, разъясняя принципы нашей мирной борьбы за освобождение, помогая сохранить национальные духовные ценности, проповедуя ненасилие, укрепляя демократию и расширяя сеть поддерживающих нас организаций во всем мире.

С глубоким сожалением вынужден констатировать, что положение дел в области прав человека в Тибете за последние годы сильно ухудшилось.

С каждым годом усиливаются кампании «жесткого удара» и «патриотического перевоспитания», направленные против тибетской религиозности и патриотических чувств тибетского народа. Во многих областях жизни мы видим свидетельства возврата к политике устрашения и насилия, что напоминает о временах культурной революции.

В одном только 1999 году зафиксировано 6 достоверно известных случаев смерти в результате насилия и жестокого обращения. Власти изгнали из монастырей 1432 монаха и монахини за их отказ осудить попытки освобождения Тибета или меня как духовного и политического лидера. Существуют документальные свидетельства о содержании в тюрьмах Тибета 615 политических заключенных. Начиная с 1996 года 11.409 монахов были изгнаны из мест их проживания и обучения.

Очевидно, что не многое изменилось с начала 60-х годов, когда бывший Панчен-лама, личный свидетель коммунистической оккупации Тибета, составил свою известную «Петицию из 70 000 иероглифов». Сегодня маленький мальчик, признанный перевоплощением Панчен-ламы, продолжает оставаться под домашним арестом, что делает его самым юным политическим заключенным в мире. Все это является предметом моей глубокой озабоченности.

Одной из наиболее пугающих тенденций в Тибете является непрекращающийся приток китайских переселенцев, который изменяет структуру тибетского общества в сторону приближения его к модели, характерной для стран рыночного капитализма. Одновременно с этим в страну приходят такие реалии, как проституция, азартные игры, бары. Все эти явления находят широкую поддержку со стороны властей, подрывая традиционный социальный уклад и моральные ценности тибетского народа. Именно это, в большей степени чем применение грубой силы, низводит тибетцев до положения национального меньшинства в своей собственной стране, отчуждая их от традиционных верований и культуры.

Это печальное положение дел в Тибете нисколько не способствует ни облегчению страданий тибетского народа, ни достижению стабильности и единства в самой КНР. Если Китай действительно заинтересован в единстве своей страны, он должен приложить искренние усилия для того, чтобы привлечь сердца тибетцев без попыток воздействия на них методами принуждения. Ответственность людей, наделенных властью, призванных руководить и устанавливать законы, состоит в том, чтобы обеспечивать равноправие различных этнических групп населения, предотвращая тем самым тенденции к сепаратизму. Ложью и обманом достигаются лишь временные цели, а силой можно контролировать людей только физически. Только правильное понимание, справедливость и подлинное уважение ко всем членам общества приносят в жизнь согласие и удовлетворение.

Китайские власти видят в культурных и религиозных особенностях тибетского народа главную причину их стремления к отделению. Поэтому они стремятся разрушить организующее начало тибетской цивилизации и национальной самоидентичности. Новые меры ограничения в области культуры, религии и образования в сочетании с непрекращающимся притоком в Тибет китайских переселенцев представляют собой не что иное, как политику культурного геноцида.

На самом деле, коренная причина тибетского сопротивления и борьбы за свободу лежит в его долгой истории, своеобразной и древней культуре, в его уникальности. Тибетский вопрос гораздо сложнее, чем та его упрощенная версия, из которой исходит пекинское руководство. История есть история, и никто не в силах изменить прошлое. Нельзя принимать одни факты и отвергать другие. Лучше предоставить историкам и правоведам возможность высказать свое мнение на основе объективного изучения. В вопросах истории политика неуместна.

Китайская политика в отношении Тибета постоянно заходит в тупик по причине того, что китайские лидеры отказываются понимать и уважать уникальную культуру Тибета.

В оккупированном Тибете не осталось места для правды. Использование силы как главного средства управления заставляет рядовых тибетцев из страха говорить неправду, а местную администрацию скрывать истину и подтасовывать факты с целью удовлетворить Пекин и его приспешников в Тибете. В результате политика Китая в отношении Тибета строится на неправильном понимании местных реалий. Это недальновидный и контрпродуктивный подход. Такая недальновидная политика являет отвратительное лицо расового и культурного высокомерия, а также чувство глубокой политической беспомощности.

Свидетельством этого являются, в частности, иммиграция из страны Агья Ринпоче, настоятеля монастыря Кумбум, а также недавнее бегство Кармапы Ринпоче. Но прошли те времена, когда во имя национального суверенитета и целостности страны государство могло безнаказанно осуществлять политику жестокого подавления, не опасаясь международного осуждения.

Более того, рано или поздно сам китайский народ горько пожалеет о разрушении древнего и богатого культурного наследия Тибета. Я искренне уверен в том, что наша богатейшая культура и духовность может принести благо миллионам китайцев и обогатить весь Китай.

К сожалению, некоторые лидеры КНР возлагают надежду на то, что с течением времени проблема Тибета исчезнет сама собой. Такая точка зрения со стороны пекинского руководства является повторением ошибок прошлого. Несомненно, ни в 1949/50, ни в 1959 годах никто из китайских лидеров и помыслить не мог, что в 2000 году Китай будет по-прежнему иметь дело с проблемой Тибета. За это время пришло уже два новых поколения тибетцев. И несмотря на прошедшие годы борьба тибетского народа за освобождение продолжается с прежней силой. Совершенно очевидно, что эта борьба осуществляется не в угоду одной конкретной личности и не является делом одного поколения. Грядущие поколения тибетцев будут снова и снова посвящать свои жизни борьбе за свободу. Рано или поздно китайским лидерам придется согласиться с этим фактом.

Руководство КНР отказывается верить в то, что я действительно желаю не полного отделения, а лишь подлинной автономии Тибета. Они открыто обвиняют меня во лжи. Ничто не мешает им посетить наши общины в эмиграции и убедиться, как все обстоит на самом деле. Моей главной задачей является поиск мирного и всесторонне приемлемого решения тибетской проблемы. Мой подход сводится к тому, что, оставаясь в составе КНР, Тибет должен пользоваться подлинной автономией. Такое решение проблемы благоприятно скажется на решении двух главных для Китая задач — достижения социальной стабильности и территориальной целостности. Одновременно с этим тибетскому народу будут обеспечены основные права, что позволит ему сохранить свою цивилизацию и восстановить хрупкое экологическое равновесие на Тибетском плато.

В условиях отсутствия позитивного ответа на мои инициативы со стороны китайского правительства на протяжении многих лет, для меня не остается иного выхода, кроме обращения к мировому сообществу. Становится очевидным, что лишь все возрастающие и целенаправленные международные усилия могут побудить Пекин изменить свою политику в отношении Тибета. Я твердо верю в то, что, вместо немедленной негативной реакции со стороны Китая, это выражение всеобщей озабоченности и поддержки может создать условия для мирного разрешения тибетской проблемы.

Я со своей стороны полностью готов к участию в диалоге. Мое твердое убеждение состоит в том, что именно диалог и в сочетании с честным и открытым взглядом на реальное положение дел могут способствовать решению наших проблем.

Я хочу воспользоваться этой возможностью чтобы поблагодарить наших многочисленных сторонников, правительства, парламентариев, неправительственные организации и религиозные группы за оказываемую нам поддержку. Симпатия и участие, проявленные по отношению к нам со стороны все большего числа наших китайских братьев и сестер, являются для тибетцев особенно обнадеживающим и вдохновляющим знаком.

Я хочу также передать свою благодарность и выразить признательность всем, кто поддерживает наше движение во всем мире и вместе с нами отмечает сегодняшнюю годовщину. В особенности же я хочу от лица всего тибетского народа поблагодарить народ и правительство Индии за их щедрость и гостеприимство, проявленные ими за все время нашего пребывания в изгнании.

Воздавая дань памяти всем тибетцам, положившим свои жизни в борьбе за свободу нашей страны, я молюсь о скорейшем прекращении страданий моего народа.

10 марта 2000 Далай-лама

Перевод Андрея Терентьева