Печать

Дань памяти — служителям культа

Опубликовал: Валерий Павлов 07 Март 2000. Опубликовано в Новости

Газета «Бурятия» № 97 от 4.03.2000

В апреле этого года исполняется 105 лет со дня рождения известного бурятского ламы-иконописца Данзана Дондокова. В связи с этим юбилеем создан Региональный общественный благотворительный фонд, носящий имя мастера. Дочь художника, преемница его живописной традиции, искусствовед Нимацырен Дондокова, основатель этого фонда, рассказывает о задачах организации и делится планами работы фонда на ближайший период.

Наш фонд посвящен памяти репрессированных служителей культа Бурятии, которые представляют мощный пласт культуры наших народов. Несмотря на гонения и репрессии, они сохранили и донесли до наших дней знания, практические навыки своей профессии и передали их своим преемникам. Цель фонда: увековечить их память, чтобы мы, потомки этих людей, не забывали уроки истории и делали все от нас зависящее, чтобы подобное не повторилось.

Мой отец, Данзан Дондоков,— один из них. Его биография типична для лам того времени. Лама-философ, избравший путь иконописца, он был последним из плеяды мастеров старших поколений, получивших традиционное образование в крупнейших монастырях Бурятии и Монголии. Он — преемник многих выдающихся бурятских лам-иконописцев, скульпторов, архитекторов, который сохранил и донес до наших дней живую традицию буддийской живописи. Называя фонд его именем, мы отдаем дань уважения всем служителям культа его поколения, независимо от национальности и религиозной конфессии, к которой они относились, и с чувством глубокого благоговения поклоняемся им.

Данзан Дондоков родился 7 апреля 1895 года в местности Загустай Селенгинского района. В возрасте восьми лет был отдан в Тамчинский дацан. В 13 лет получил посвящение в живописную традицию. С этого времени, помимо общеобразовательных предметов и философии, он начал изучать все тонкости своего ремесла.

В 21 год защитил ученую степень гэбши и стал гэлонгом, возложив на себя полный свод обетов «Винайя». Это позволило ему изучать во всем объеме философию, тантру и живопись, что было недоступным для рядовых лам. Чтобы пополнять знания, ему приходилось много ездить по Бурятии и Монголии.

Отец серьезно занимался искусством. Он стал признанным авторитетом в этой области у себя на родине и одним из ведущих иконописцев, к нему за советом обращались многие видные ламы Бурятии. Увлекшись искусством, не успел защитить ученую степень габжи, являющуюся высшей духовной степенью, присваиваемой ламам Бурятии и Монголии. Возможно, это в дальнейшем и спасло ему жизнь. В 1935 году, как известно, дацаны Бурятии были закрыты, ламы репрессированы.

У отца было много учителей в области иконописи. Один из них — тибетец. Отсюда — стиль «лавранской» школы живописи, которую отличает особый колорит, насыщенный яркими сочными цветами, тонкий рисунок, тщательная выписка всех деталей и элементов танки, обилие позолоты. Его учителями также были Осор Будаев и Санжи-Цыбик Цыбиков.

Осор Будаев был старше отца на шесть лет. Крепкая дружба и сотрудничество на многие годы сплотили их. Будучи главным художником Санкт-Петербургского дацана, Будаев неоднократно звал отца с собой. Но судьбе было угодно, чтобы он остался в Бурятии. В 1935 году Осора Будаева не стало, он был репрессирован. Их последняя совместная работа «Колесо Сансары» находится сейчас в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе.

Санжи-Цыбик Цыбиков, известный бурятский лама-философ, габжи, остался в памяти потомков как непревзойденный скульптор. У него отец учился вырезать по дереву, работать с глиной и папье-маше. Совместно с другими мастерами под руководством Цыбикова он участвовал в создании скульптуры Будды Майтреи высотой в 80 локтей, в лепке 16 архатов из глины и папье-маше. Многие их совместные работы украшали храмы Бурятии до середины 30-х годов.

За свою долгую жизнь отец создал много прекрасных произведений в иконописи и скульптуре. Это танка: «Рай Сукхавати», «Рай Будды Майтреи», «Древо Собрания Учителей», «Колесо Сансары», «Калачакра», «Шамбала» и многие другие. Он вырезал по дереву, лепил скульптуры из глины и папье-маше, делал маски для Цама, то есть выполнял все, что было необходимо для буддийских монастырей Бурятии.
К сожалению, почти все работы отца, приходившиеся на ранний период его творчества, исчезли бесследно. Закрытие дацанов сопровождалось их полным или частичным разрушением.
С 1936 года начались массовые репрессии лам. Отец успел уехать из Бурятии до ареста и провел в добровольной ссылке в Красноярском крае 10 лет.

В 1946 году он вернулся на родину. В 1950 году, в возрасте 55 лет, женился на моей матери, Енхове Лумбуновой.

Наиболее плодотворными в творчестве отца стали 60-70-е годы. После многих лет вынужденного бездействия, когда он только мысленно мог делать расчеты и писать танка, отец с большим подъемом работал над полотнами для Иволгинского и Агинского дацанов, исполнял заказы своего друга из Калмыкии, габжи Дорчжиева Очира. В этот период им созданы сотни миниатюр, которые можно встретить в монастырях, на алтарях лам и верующих мирян Бурятии, Агинского автономного округа, Калмыкии, Тувы, Монголии.

Пожар в Иволгинском дацане в 1972 году унес около сорока работ отца. Это были лучшие танка, написанные им в расцвете творческих сил…

Имя отца хорошо знакомо интересующимся философией и искусством Востока. О его судьбе справлялся известный востоковед Ю. Н. Рерих. Приезжали и востоковеды из-за рубежа для того, чтобы встретиться с отцом. В 1979 году его работы экспонировались в Париже на выставке «Традиционное бурятское искусство ХIХ-ХХ веков». В 1990-е годы, по моей инициативе, были проведены выставки в Калмыкии, Ленинграде, Улан-Удэ.

В апреле этого года фонд планирует открыть выставку произведений Данзана Дондокова в Улан-Удэ.

Одна из задач фонда — издание книги «Репрессированные служители культа Бурятии», которая будет состоять из двух частей: «Буддизм» и «Христианство». Здесь, не касаясь постулатов учений, мы представим на суд читателей материалы о репрессированных ламах и христианских священниках. О тех, о ком будет достаточно сведений, выйдут отдельные статьи, заметки. А память тех, о ком почти не осталось данных, почтим мемориальными страницами, где будут указаны их имена.

В Бурятии, наверное, нет ни одной семьи, где бы не сохранились воспоминания о близких или дальних родственниках, земляках, попавших под волну репрессий. Мы обращаемся ко всем, у кого есть какие-либо материалы по данной теме, внести свою посильную лепту в этот труд. Рассказы, воспоминания, фотографии, документы (можно ксерокопии) просим отправлять по адресу: 670013, г. Улан-Удэ, а/я 5287, Дондоковой Нимацырен Данзановне.

Работа над книгой уже ведется.

Наиболее ценные материалы составят костяк выставки «Репрессированные служители культа Бурятии». Возможно, совместно с работниками кинопроката мы сможем создать документальный фильм на эту тему.

В планах фонда также стоит издание альбома «Буддийское искусство Бурятии».

Все эти мероприятия и издания требуют, конечно, вложения финансовых средств. В наше трудное время просьба о материальной поддержке — дело нелегкое и для того, кому адресована просьба, и для того, кто к ней осмелился обратиться. И все же мы надеемся, что найдутся люди, готовые помочь фонду в осуществлении его добрых планов.

Реквизиты фонда:
Региональный общественный благотворительный фонд имени Данзана Дондокова,
ИНН 0323111100,
Расчетный счет № 40703810381030000072
в КБ «Сибирское ОВК» ОАО г. Улан-Удэ,
БИК 048142797,
К/с 30101810100000000797.
Нимацырен ДОНДОКОВА.
Председатель фонда.
29 февраля 2000 г.