Дань памяти — служителям культа
Газета «Бурятия» № 97 от 4.03.2000
В апреле этого года исполняется105 лет со дня рождения известного бурятского ламы-иконописца Данзана Дондокова. В связи с этим юбилеем создан Региональный общественный благотворительный фонд, носящий имя мастера. Дочь художника, преемница его живописной традиции, искусствовед Нимацырен Дондокова, основатель этого фонда, рассказывает о задачах организации и делится планами работы фонда на ближайший период.
Наш фонд посвящен памяти репрессированных служителей культа Бурятии, которые представляют мощный пласт культуры наших народов. Несмотряна гонения и репрессии, они сохранили и донесли до наших дней знания, практические навыки своей профессии и передали их своим преемникам. Цель фонда: увековечить их память, чтобы мы, потомки этих людей, не забывали уроки истории и делали все от нас зависящее, чтобы подобное не повторилось.
Мой отец, ДанзанДондоков,— один из них. Его биография типична для лам того времени. Лама-философ, избравший путь иконописца, он был последним из плеяды мастеров старших поколений, получивших традиционное образование в крупнейших монастырях Бурятии и Монголии. Он — преемник многих выдающихся бурятских лам-иконописцев, скульпторов, архитекторов, который сохранил и донес до наших дней живую традицию буддийской живописи. Называя фонд его именем, мы отдаем дань уважения всем служителям культа его поколения, независимо от национальности и религиозной конфессии, к которой они относились, и с чувством глубокого благоговения поклоняемся им.
Данзан Дондоков родился7 апреля 1895 года в местности Загустай Селенгинского района. В возрасте восьми лет был отдан в Тамчинский дацан. В 13 лет получил посвящение в живописную традицию. С этого времени, помимо общеобразовательных предметов и философии, он начал изучать все тонкости своего ремесла.
В21 год защитил ученую степень гэбши и стал гэлонгом, возложив на себя полный свод обетов «Винайя». Это позволило ему изучать во всем объеме философию, тантру и живопись, что было недоступным для рядовых лам. Чтобы пополнять знания, ему приходилось много ездить по Бурятии и Монголии.
Отец серьезно занимался искусством.Он стал признанным авторитетом в этой области у себя на родине и одним из ведущих иконописцев, к нему за советом обращались многие видные ламы Бурятии. Увлекшись искусством, не успел защитить ученую степень габжи, являющуюся высшей духовной степенью, присваиваемой ламам Бурятии и Монголии. Возможно, это в дальнейшем и спасло ему жизнь. В 1935 году, как известно, дацаны Бурятии были закрыты, ламы репрессированы.
У отца было много учителейв области иконописи. Один из них — тибетец. Отсюда — стиль «лавранской» школы живописи, которую отличает особый колорит, насыщенный яркими сочными цветами, тонкий рисунок, тщательная выписка всех деталей и элементов танки, обилие позолоты. Его учителями также были Осор Будаев и Санжи-Цыбик Цыбиков.
Осор Будаев был старше отцана шесть лет. Крепкая дружба и сотрудничество на многие годы сплотили их. Будучи главным художником Санкт-Петербургского дацана, Будаев неоднократно звал отца с собой. Но судьбе было угодно, чтобы он остался в Бурятии. В 1935 году Осора Будаева не стало, он был репрессирован. Их последняя совместная работа «Колесо Сансары» находится сейчас в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе.
Санжи-Цыбик Цыбиков, известный бурятский лама-философ, габжи, остался в памяти потомков как непревзойденный скульптор. У него отец учился вырезать по дереву, работать с глиной и папье-маше. Совместно с другими мастерами под руководством Цыбикова он участвовал в создании скульптуры Будды Майтреи высотой в 80 локтей, в лепке 16 архатов из глины и папье-маше. Многие их совместные работы украшали храмы Бурятии до середины 30-х годов.
За свою долгую жизнь отец создал много прекрасных произведенийв иконописи и скульптуре. Это танка: «Рай Сукхавати», «Рай Будды Майтреи», «Древо Собрания Учителей», «Колесо Сансары», «Калачакра», «Шамбала» и многие другие. Он вырезал по дереву, лепил скульптуры из глины и папье-маше, делал маски для Цама, то есть выполнял все, что было необходимо для буддийских монастырей Бурятии.
К сожалению, почти все работы отца, приходившиесяна ранний период его творчества, исчезли бесследно. Закрытие дацанов сопровождалось их полным или частичным разрушением.
С1936 года начались массовые репрессии лам. Отец успел уехать из Бурятии до ареста и провел в добровольной ссылке в Красноярском крае 10 лет.
В1946 году он вернулся на родину. В 1950 году, в возрасте 55 лет, женился на моей матери, Енхове Лумбуновой.
Наиболее плодотворнымив творчестве отца стали 60-70-е годы. После многих лет вынужденного бездействия, когда он только мысленно мог делать расчеты и писать танка, отец с большим подъемом работал над полотнами для Иволгинского и Агинского дацанов, исполнял заказы своего друга из Калмыкии, габжи Дорчжиева Очира. В этот период им созданы сотни миниатюр, которые можно встретить в монастырях, на алтарях лам и верующих мирян Бурятии, Агинского автономного округа, Калмыкии, Тувы, Монголии.
Пожарв Иволгинском дацане в 1972 году унес около сорока работ отца. Это были лучшие танка, написанные им в расцвете творческих сил…
Имя отца хорошо знакомо интересующимся философиейи искусством Востока. О его судьбе справлялся известный востоковед Ю. Н. Рерих. Приезжали и востоковеды из-за рубежа для того, чтобы встретиться с отцом. В 1979 году его работы экспонировались в Париже на выставке «Традиционное бурятское искусство ХIХ-ХХ веков». В 1990-е годы, по моей инициативе, были проведены выставки в Калмыкии, Ленинграде, Улан-Удэ.
В апреле этого года фонд планирует открыть выставку произведений Данзана Дондоковав Улан-Удэ.
Однаиз задач фонда — издание книги «Репрессированные служители культа Бурятии», которая будет состоять из двух частей: «Буддизм» и «Христианство». Здесь, не касаясь постулатов учений, мы представим на суд читателей материалы о репрессированных ламах и христианских священниках. О тех, о ком будет достаточно сведений, выйдут отдельные статьи, заметки. А память тех, о ком почти не осталось данных, почтим мемориальными страницами, где будут указаны их имена.
В Бурятии, наверное, нетни одной семьи, где бы не сохранились воспоминания о близких или дальних родственниках, земляках, попавших под волну репрессий. Мы обращаемся ко всем, у кого есть какие-либо материалы по данной теме, внести свою посильную лепту в этот труд. Рассказы, воспоминания, фотографии, документы (можно ксерокопии) просим отправлять по адресу: 670013, г. Улан-Удэ, а/я 5287, Дондоковой Нимацырен Данзановне.
Работа над книгой уже ведется.
Наиболее ценные материалы составят костяк выставки «Репрессированные служители культа Бурятии». Возможно, совместнос работниками кинопроката мы сможем создать документальный фильм на эту тему.
В планах фонда также стоит издание альбома «Буддийское искусство Бурятии».
Все эти мероприятияи издания требуют, конечно, вложения финансовых средств. В наше трудное время просьба о материальной поддержке — дело нелегкое и для того, кому адресована просьба, и для того, кто к ней осмелился обратиться. И все же мы надеемся, что найдутся люди, готовые помочь фонду в осуществлении его добрых планов.
Реквизиты фонда:
Региональный общественный благотворительный фонд имени Данзана Дондокова,
ИНН 0323111100,
Расчетный счет № 40703810381030000072
в КБ «Сибирское ОВК» ОАОг. Улан-Удэ,
БИК 048142797,
К/с 30101810100000000797.
Нимацырен ДОНДОКОВА.
Председатель фонда.
29 февраля 2000 г.
В апреле этого года исполняется
Наш фонд посвящен памяти репрессированных служителей культа Бурятии, которые представляют мощный пласт культуры наших народов. Несмотря
Мой отец, Данзан
Данзан Дондоков родился
В
Отец серьезно занимался искусством.
У отца было много учителей
Осор Будаев был старше отца
За свою долгую жизнь отец создал много прекрасных произведений
К сожалению, почти все работы отца, приходившиеся
С
В
Наиболее плодотворными
Пожар
Имя отца хорошо знакомо интересующимся философией
В апреле этого года фонд планирует открыть выставку произведений Данзана Дондокова
Одна
В Бурятии, наверное, нет
Работа над книгой уже ведется.
Наиболее ценные материалы составят костяк выставки «Репрессированные служители культа Бурятии». Возможно, совместно
В планах фонда также стоит издание альбома «Буддийское искусство Бурятии».
Все эти мероприятия
Реквизиты фонда:
Региональный общественный благотворительный фонд имени Данзана Дондокова,
ИНН 0323111100,
Расчетный счет № 40703810381030000072
в КБ «Сибирское ОВК» ОАО
БИК 048142797,
К/с 30101810100000000797.
Нимацырен ДОНДОКОВА.