Печать

Кармапа XVII бежал из Тибета. Некоторые подробности

Опубликовал: Валерий Павлов 02 Март 2000. Опубликовано в Новости

Бюллетень «Новости Тибета»

Бегство духовного лидера срывает попытки Китая внести раскол в тибетское общество

Напоминанием произошедшего в 1959 году драматического бегства Далай-ламы стало прибытие в Дхарамсалу в начале января юного главы школы тибетского буддизма Карма Кагью, который тайно бежал из оккупированного Китаем Тибета через гималайские перевалы.

Кармапа XVII, которому к настоящему моменту исполнилось 14 лет, сейчас отдыхает после выпавших на его долю тяжелых испытаний. Подтверждая факт его прибытия в Дхарамсалу, представитель администрации Правительства Тибета в изгнании сказал, что он ничего не знал о бегстве мальчика-ламы до утра 5 января.

Согласно выпуску Time от 17 января, находясь в руках китайцев, Кармапа был очень сильно ограничен в своей свободе, и на него постоянно оказывалось давление с целью заставить его отречься от Далай-ламы. От него требовали также открытого заявления о том, что Китай является «оплотом религиозной свободы». Его же духовное обучение полностью прекратилось: китайские власти не допускали к нему ни одного из трех проживающих в Индии регентов, на которых лежит ответственность за воспитание главы школы Карма Кагью. Поэтому в конце декабря он принял решение бежать из своей официальной резиденции в монастыре Цурпу, расположенном в 70 км. от Лхасы.

Перед своим бегством Кармапа сообщил охранявшим его китайцам, что он намерен на некоторое время уйти в ретрит (практика в уединении) и в течение этого времени не будет покидать своей спальной комнаты. Во время таких ретритов доступ к нему обычно имеют только его личный повар и учитель, охранники же остаются в соседней комнате у телевизора. Ночью 28 декабря, когда бдительность охранников несколько ослабла, Кармапа покинул свою комнату через окно. К этому моменту его уже ожидала машина с двумя шоферами и двумя ламами-помощниками, личным слугой и сестрой, 24-летней монахиней. Они поехали к границе с Непалом, следуя по пути, почти полностью совпадающим с тем, по которому в 1959 году верхом на лошади бежал из Тибета Далай-лама. Тем временем в монастыре повар и учитель по-прежнему регулярно посещали его комнату, создавая впечатление, что он находится там.

Кармапа сменил свое монашеское одеяние на обычную мирскую одежду, и вся группа, передвигаясь день и ночь, пересекала Тибет. При приближении к пунктам проверки документов, Кармапа выходил из машины и обходил пост стороной, присоединяясь к своим спутникам на другой стороне. После пересечения границы с Непалом, беглецы, передвигаясь верхом и на общественном транспорте, прибыли в Катманду. Оттуда они позвонили по личному телефону в спальню монастыря. На другом конце провода им ответил незнакомый голос; судьбы повара и учителя остается неизвестной. Из Катманду группа отправилась в Индию, и 5 января, передвигаясь на поезде и на такси, прибыли в Дхарамсалу.

Побег юного Кармапы стал поводом для радости миллионам тибетцев и других последователей буддизма во многих странах. Однако для китайских властей это событие явилось серьезным ударом по их планам внести раскол в тибетское общество. «Китай всегда представлял Кармапу как прокитайски настроенного лидера, и они постоянно пытались противопоставить его Далай-ламе»,— цитирует Guardian Ричарда Оппенгеймера, сотрудника базирующейся в Лондоне Тибетской Информационной Сети (ТИС).

Глава школы Кагью Кармапа XVII родился в 1985 году в семье скотоводов-кочевников в районе Лхатог области Кхам в Восточном Тибете.

Линия преемственности школы Кагью восходит к Будде через Марпу, великого переводчика, который предпринял не одно путешествие в Индию с целью привести в Тибет священные тексты. Считающаяся старейшим институтом, в котором была принята система перевоплощения, школа Кагью возглавляется последовательностью реинкарнаций Гьялва Кармапы.