Печать

Открытое письмо к Президенту республики Бурятия Потапову Л.В

Опубликовал: Валерий Павлов 28 Июнь 2000. Опубликовано в Новости

Буддийское религиозное объединение «Арьяа-Баала» БТС РФ обращается к Вам, всенародно избранному Президенту республики, со следующим письмом.

Мы постоянно участвуем и заинтересованы в успешной деятельности БТС РФ. Последние пять лет должность Хамбо-ламы БТС РФ занимает Дамба Аюшеев. Когда высшее собрание (Сугундуй) тогда еще ЦДУБ РФ пять лет назад избрало на эту должность Дамбу Аюшеева, мы приветствовали этот выбор, так как он показал себя деятельным и энергичным настоятелем Мурочинского дацана, да и программа его действий в должности Хамбо-ламы была реально направленной на возрождение и развитие Буддизма в России, на объединение всех дацанов, возводящихся по России, в единую и сильную Сангху. С тех пор прошло пять бурных лет его правления БТС РФ. Что же мы видим?

Политика руководства БТС РФ в действительности является деструктивной в отношении фактического, а не формального развития буддизма в Бурятии и в России в целом. Это выражается в целом ряде действий руководства Сангхи:

1.Непринятие Джебзун Дамба Хотогто — третьего иерарха буддийской церкви.
2.Скрытое для масс и открытое в руководстве Сангхи противодействие бодхисаттовской деятельности Ело-Ринпоче.
3.Явное противодействие деятельности тибетских лам в Бурятии и как следствие — отъезд тибетских монахов.
4.Вражда и громкие скандалы на всем протяжении нахождения Дамбы Аюшеева на престоле Хамбо-ламы — в противовес декларируемым лозунгам объединения бурятской нации, усиления БТС РФ.
5.Нежелание нахождения взаимоприемлемых решений с властью республики.
6.Ежегодные поездки Дамбы Аюшеева в Индию в резиденцию Его Святейшества Далай-ламы и его сомнительные заверения народу о приглашениях Его Святейшества в Бурятию и просьбах о передаче посвящения в тантру Калачакры.

Эти заверения вызывают сомнение, потому что, во-первых, в течение всех пяти лет его нахождения в должности Хамбо-ламы Его Святейшество так и не прибыл к нам. Так же ни разу не посетил Бурятию Великий Бодхисаттва Кушок Бакула Ринпоче, хотя все это время достопочтимый Бакула Ринпоче пребывал в Монголии; во-вторых: в представительстве Его Святейшества Далай-ламы в Москве нет ни одного официального приглашения Его Святейшества в Россию от БТС РФ. Каждый год народ заново верит заверениям Дамбы Аюшеева о том, что Далай-лама посетит с визитом Бурятию и Россию, но каждый год его заверения не осуществляются. Теперь же многие сомневаются в том, что Дамба Аюшеев в действительности и в должной ли форме приглашает Его Святейшество Далай-ламу. Под должной формой здесь имеется в виду соблюдение монашеских правил приглашения Великого Учителя и правил передачи просьбы о даровании Великого Учения. Ведь всем известна исключительная несдержанность нынешнего руководителя Сангхи в поведении, несоблюдение им общечеловеческих правил этикета, не говоря уж о монашеских правилах Винаи. С другой стороны, по нашему мнению, возможен ли приезд Его Святейшества при нежелании нахождения взаимоприемлемых решений с властью и постоянных конфликтах внутри Сангхи?

Трон Хамбо-ламы велик. Хамбо-ламы, державшие этот трон в советское время ни в коем случае не уронили его, а наоборот, находясь в тяжелейших условиях отторжения и давления на церковь власти, сумели его удержать, сохранить, выжить. Все это происходило без скандалов и массовых выступлений. Теперь же, когда власть лояльно относится к религии, Дамба Аюшеев умудряется назвать это благоприятное для развития буддизма время тяжелейшим и создать имидж борца за правду и противостоять власти, что, в конце концов, приводит к обратному результату — неспокойствию народа, брожению в массах, громким скандалам в монашеской среде.

Все правление Дамбы Аюшеева характерно постоянными скандалами. Вместо объединения Сангхи мы видим постоянный раскол. Могут возразить, что ранее в составе Сангхи не было калмыцкого, тувинского, Усть-Ордынского и Петебургского дацанов, но ранее они и не были действующими, чтобы быть или не быть в составе Сангхи. Сейчас построено много дацанов в Бурятии, часть из них находится в составе Сангхи, часть — не входят в нее. Также построено и действуют много дуганов в черте города Улан-Удэ, большинство которых находятся не в составе Сангхи. Сангха находится в постоянном конфликте с ними. Положение Сангхи было бы еще хуже, если бы дацаны хоринских бурят вышли из состава Сангхи, что они и собирались сделать в связи с непринятием Дамбой Аюшеевым Джебзун Дамба Хотогто. Только за последний год вышли из состава БТС РФ тункинский и окинский дацаны в Бурятии, калмыцкий, тувинский дацаны, Петербургский дацан захвачен неизвестной группой и не действует. Где же здесь объединение Сангхи? Происходит обратный процесс: раскол БТС РФ как на российском, так и на республиканском уровне, фактическая изоляция руководства Сангхи от широкой буддийской общественности и верующих мирян!

По своей сути буддийское Учение не разделяет людей по национальностям. Для буддиста равны и достойны сострадания не только люди, но и все живые существа. Что же мы видим в политике руководства БТС РФ? Зарождается концепция некоего особенного бурятского буддизма, отличного от буддизма вообще. Постоянное поминание об исключительности бурятского народа и на этом основании оскорбления других народов. Здесь проявляется открытый цинизм Аюшеева: с одной стороны он как руководитель БТС РФ приглашает тибетских учителей для работы в бурятских дацанах, для обучения бурятских хувараков и в то же время постоянно оскорбляет их. Как можно терпеть такого человека на троне Хамбо-ламы БТС РФ?! Такая политика руководства БТС РФ чрезвычайно опасна в нынешнее нестабильное время. Верующие буддисты в принципе не могут быть националистами и в этом смысле наша республика как буддийская республика должна быть оплотом стабильности и спокойствия.

В оппозиции к нынешнему руководству БТС РФ находится Нимажап Илюхинов во главе созданной им организации ДУБ РФ. Но их позиция и требования не были поддержаны многими, и в целом эта борьба способствовала укреплению позиции Дамбы Аюшеева среди части верующих. Также укреплению позиции Дамбы Аюшеева способствовали события, связанные с отправлением «Атласа тибетской медицины» в США. Однако, если посмотреть на эти события с сегодняшнего дня, можно понять, что все можно было решить без громкого скандала: найти взаимоприемлемое решение с властью республики, не демонстрировать всему миру противодействие БТС РФ с властью. Ведь метод протеста, который избрали монахи абсолютно не буддийский, а провокационный и политизированный. Своими действиями они спровоцировали власть на жесткие действия.

Таким образом, Дамба Аюшеев находится на престоле уже пять лет и можно подвести итог его деятельности как Хамбо-ламы БТС РФ. Вывод следующий: дальнейшая деятельность Дамбы Аюшеева как Хамбо-ламы БТС РФ опасна, она может привести к полному разрыву отношений между действующими дацанами; главная же опасность состоит в том, что он — явный и скрытый активный противник сущностного развития буддизма, развития Учения Будды; он противник буддийского образования светских людей, противодействующий широкому процессу распространения буддизма в Бурятии и в России в целом. Слово «хамбо» в переводе с тибетского означает «человек, показывающий путь к Нирване». Соответствует ли Дамба Аюшеев этой должности? Нет.

Мы обращаемся к Президенту республики и широкой общественности с просьбой вмешаться в деятельность руководства БТС РФ, поскольку в этой деятельности имеются нарушения не только монашеского устава, но и общечеловеческих ценностей и затрагивают наши коренные интересы как верующих людей и желающих иметь возможность получать буддийское Учение. Когда эти нарушения идут от религиозной организации, по сути своей призванной быть оплотом мира и спокойствия — это особенно опасно.

Прихожане буддийского религиозного объединения «Арьяа-Баала»
Принято на общем собрании прихожан БРО «Арьяа-Баала» 23.05.2000 г.