Печать

О «Саммите» религиозных лидеров

Опубликовал: Валерий Павлов 12 Сентябрь 2000. Опубликовано в Новости

Обращение Его Св. Далай-ламы.

В «Новостях буддизма» от 08.09.00 говорилось о том, как глава Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо-лама Д. Аюшеев с 27 по 31августа принял участие во Всемирном саммите тысячелетия религиозных и духовных лидеров за мир во всем мире.

Не упоминалось, однако, что под давлением КНР на ООН глава всего тибетского буддизма, лауреат Нобелевской премии мира Его Святейшество Далай-лама был отстранён от участия в этой знаменательной встрече. Этот факт поразил и оскорбил не только верующих буддистов, но и совестливых людей других вероисповеданий. Так лауреат Нобелевской премии архиепископ Десмонд Туту заявил, что исключение Далай-ламы «совершенно подрывает целостность ООН и авторитет саммита».

Буддисты всего мира и в том числе России собрали тысячи и тысячи подписей под обращением к Генеральному секретарю ООН, протестуя против этого дискриминационного решения. Странно, что судя по опубликованному сообщению, голос Буддийской традиционной Сангхи России (так называет себя объединение буддистов Бурятии) не звучал в этом хоре голосов протеста.

Хотя Его Святейшество Далай-лама и не был приглашён в Нью-Йорк, его обращение к участникам Саммита стало одним из центральных событий этого высокого собрания.

Вот текст этого обращения:

Уважаемые братья и сестры, я присоединяюсь душой к более чем 1000 религиозных и духовных лидеров мира, которые собраются в ООН для участия во Всемирном саммите тысячелетия за мир во всем мире, чтобы обсудить пути вовлечения энергии религий для создания более мирного мира. Желая историческому совещанию и его замечательным участникам всяческих успехов в работе, я пользуюсь возможностью поделиться с вами некоторыми своими мыслями.

Я думаю, что это прекрасная идея — использовать мудрость веков для того, чтобы сделать наше общее будущее более мирным и определить пути обеспечения этого, вместо того, чтобы разделять нас. Так мощь религии превратит нас в семью миротворцев.

Я рассматриваю все различные религиозные традиции как пути развития внутреннего мира, что представляет собой истинную основу для мира во всем мире. Эти древние традиции пришли к нам как дар нашего общего прошлого. Продолжим ли мы сохранять их как дар и вручим ли их будущим поколениям как наследие нашего общего желания мира или же мы превратим их в в дополнительный вид оружия, который отнимет будущее у грядущих поколений? Выбор, который мы сделаем, очевиден. Что нуждается в более детальном обсуждении,— это как мы можем обеспечить, чтобы религии мира сумели стать мощными союзниками мира.

Для того, чтобы сделать это, различным религиям нужно развить взаимное уважение и понимание верований и ценностей друг друга. Религии мира могут внести свой вклад в дело мира, если есть мир и растущая гармония между различными верами. Было бы печально и трагично, если бы межрелигиозные соперничество и конфликты подрывали всемирный мир в 21 веке. Я всегда воодушевлял и поддерживал усилия, направленные на лучшее понимание между нашими разными верами. Я твёрдо убеждён, что лучшее понимание усилит способность различных религий внести положительный вклад во всемирный мир. В этом деле религиозные и духовные лидеры различных религий могут сыграть центральную роль, прилагая неустанные усилия к объяснению своим последователям важности уважения веры и традиций других религий. Необходимо и в области религий распространить дух плюрализма.

Также мое убеждение таково, что, в то время как XX век был веком войны и невыразимого страдания, XXI век должен стать веком мира и диалога. Поскольку продолжающиеся достижения в информационных технологиях делают наш мир настоящим всеобщим селением, я убежден, что наступит время, когда война и вооруженный конфликт будут считаться устаревшими и вышедшими из употребления методами урегулирования различий между нациями и сообществами. Нации и народы миру скоро осознают, что диалог и компромисс — это лучшие методы урегулирования различий ради взаимной выгоды и на благо нашего будущего и будущего нашей такой восхитительной и столь хрупкой планеты.

Однако, не может быть мира до тех пор, пора существует изнурительная бедность, общественная несправедливость, неравенство, подавление, деградация окружающей среды и до тех пор, покуда слабых и малых будут продолжать попирать сильные и могущественные.

Нужно, чтобы духовные и религиозные лидеры обратились к этим реальным насущным проблемам и нашли пути для своего вклада в их искоренение. Эти проблемы являются врагами мира и действительными тиранами нашего времени.

В заключение я хотел бы поделиться с вами молитвой, составленной индийским буддийским Учителем XI века Шантидевой, в надежде, что она вызовет у вас то же вдохновение и решимость, которые она продолжает приносить мне.

«Покуда длится пространство,
Пока живые живут,
Пусть в мире и я пребуду
Страданий рассеивать тьму.»


С моими молитвами и наилучшими пожеланиями,
Далай-лама.
23 августа, 2000.

Материал подготовил Андрей Терентьев.