Печать

Бакула Ринпоче завершил эту жизнь

Опубликовал: Валерий Павлов 10 Ноябрь 2003. Опубликовано в Новости

Бакула Ринпоче скончался 3 ноября 2003 года в Дели. Этого бесконечно деятельного и при этом бесконечно глубоко погруженного в созерцание бестелесного старого монаха хорошо знали в России, Монголии, Китае, Японии и, конечно, Индии. Ринпоче родился в 1917 г. в Ладаке, в семье короля Ладака. Принц был признан перерождением духовного главы Ладака — кушог Бакулы, воплощения архата Бакулы, то есть одного из 16 архатов, достигших архатcтва при жизни Будды и взявших обязательство не уходить в нирвану, а оставаться в нашем мире для помощи другим.


Ринпоче получил образование и высшую степень учености — геше лхарампа в Тибете, в монастыре Дрепунг Лоселинг. Вернувшись в Ладак, он проделывал затворничества и некоторый период жизни был полностью погружен в йогическую практику. Однако, когда в жизни Ладака начались перемены — в связи с обретением Индией независимости и присоединением Ладака к Индии, он в ответ на просьбы и нужды сограждан включился в активную социальную деятельность. Ринпоче немало сделал для улаживания конфликтов между Пакистаном и Индией, на границе которых находится Ладак, он вошел в правительство Индии и много десятилетий возглавлял там комиссию по делам национальных меньшинств. После эмиграции Его Св. Далай-ламы в Индию Ринпоче неразрывно сотрудничал с Его Святейшеством Далай-ламой.

В качестве единственно возможного пути на закрытую территорию коммунистических стран в период холодной войны он стал одним из основателей и затем президентом Азиатской Буддийской Конференции за мир, со штаб-квартирой в Монголии. В 1968 году Ринпоче впервые приехал в Россию — со времён начала Советской власти это был первый буддийский лама, приехавший в СССР из свободного мира. На протяжении многих лет он и оставался единственным тибетским ламой, посещавшим и курировавшим буддизм в России.

Он был основным мостом между Россией и Далай-ламой. Он стал Учителем всех старых оставшихся в живых бурятских лам послевоенного времени, а также и остальных верующих, обожествлявших его. В частности, он является коренным Учителем нынешнего Хамбо-ламы Монголии. Он старался встречаться и с нами, подпольными буддистами, и был олицетворением надежды.

Он не только внушал нам эту надежду, но и реализовал ее — действительно, в большой степени благодаря его усилиям и работе, в России в конце 70-х появился Его Св. Далай-лама. И все визиты Его Святейшества в советское время состоялись в результате дальнейших стараний Ринпоче.

Он первый провел службу в Петербургском буддийском храме, переданном религиозной общине в 1989 г. Он первым из тибетских лам посетил Калмыкию после возрождения там буддийской общины в 1989 г.

С 1990 г. он десять лет — уже в своем преклонном возрасте — проработал в Монголии в качестве государственного посла Индии. В это время он сделал невероятно много для самой Монголии и особенно для возрождения буддизма. Главное — он создал и открыл буддийский университет в Улан-Баторе, создав там образцовую монашескую общину.

И до последнего дня он оставался деятельным — еще в августе-сентябре он был занят подготовкой и проведением визита Его Святейшества Далай-ламы в Ладак.

Невероятно деятелен. Сосредоточен, открыт для каждого приближающегося со своей нуждой или интересом, неистощимо добр, милосерден, неустанен.

Как это могло быть? Сравнивая его жизнь со своей — его объем занятости и его объем созерцания, его степень открытости и его глубину погружения, теряешься в невозможности рационально понять. Разве что — он вставал в 4.00… Но если мы и попробуем — того же не будет. Разве что — он черпал силы и дополнительные возможности времени в бездонном источнике своей бодхичитты — духа Просветления…

Маргарита Кожевникова

(подробнее о Бакуле Ринпоче см. кн. «Повесть об Учителе. Бакула Ринпоче в России». Нартанг, 2003).