Печать

Два миллиона российских буддистов вступили в год Земляной желтоватой коровы

Опубликовал: Валерий Павлов 03 Март 2009. Опубликовано в Новости

Два миллиона российских буддистов встретили новый — 2136-й — год. Теперь вся большая Россия наконец-то вступила в год Земляной желтоватой коровы.

В священный праздник Сагаалган любимая кобылица Будажапа Данбаева принесла пугливого жеребенка. Более выразительного символа в первый день лунного года Будажап и представить не мог. Поэтому сразу решил, что год будет удачным, и пошел кидать сено.

Хозяйство у Будажапа Данбаева — большое: свиньи, тонкорунные овцы. Главная гордость — выносливые бурятские лошади. Говорят, на таких много веков назад ездили только монгольские ханы.

Все соседи знают: нет в степи более красивого зрелища, чем то, когда Данбаев выводит на выпас свой табун. И не то чтобы  фермером себя считает — просто здесь живет, как до этого тут жили его прадеды. Вот и Будажап продолжает их дело на своей земле. А что там с кровью намешано, пойди разберись, ведь он и сам — Будажап Андреевич Данбаев.

«У нас вообще все перемешано. Русские говорят по-бурятски, буряты -  по-русски. Вообще дружно живем»,— отметил Данбаев.

Бурятия  — республика во всем колоритная. До Китая и Монголии отсюда рукой подать. В центре заснеженной степи — вполне себе современный Улан-Удэ, где строят знаменитые на весь мир вертолеты. А за городом, как во времена Чингисхана,— пространства до горизонта и древние шаманские капища, где люди привязывают разноцветные ленты, призывая добрых духов. Но это не главное. Главным в этих местах всегда считался труд. Он помогал выжить. Помогает и сейчас.

«Здесь люди в первую очередь трудятся, работают. Им нечего делить. Они вместе работают, празднуют свои религиозные праздники вместе»,— сказал Баир Данбаринчинов.

Буддизм в Бурятии исповедует подавляющее большинство. В 1741 году волей императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан официальной конфессией. А Екатерина Великая лично утвердила первого Хамбо ламу.

После октября 1917-го дацаны разрушили, а бурятских лам репрессировали. Большинство из них оказались в колымских лагерях.

Лишь после войны власти разрешили открыть знаменитый Иволгинский дацан, что в 30 километрах от современного Улан-Удэ. Теперь этот храмовый комплекс — столица буддисткой общины России.

Иволгинский дацан — духовный центр не одних лишь российских буддистов. После того как в окрестностях дацана было обнаружено тело нетленно ламы, он стал местом международного миссионерства.

Увидеть учителя, ушедшего в нирвану можно только по личному разрешению правящего Хамбо ламы. Прежде чем войти под священные своды, необходимо прочитать мантры, вращая при этом барабаны, чтобы отогнать злых духов.

Тело XII главы российских буддистов  находилось в земле 75 лет в неизменной позе лотоса. По завещанию  Итигэлова его эксгумировали в 2002 году. Буддисты верят: лама не умер, а ушел в нирвану и сейчас пребывает в глубокой медитации. Объяснить, почему на теле, в котором продолжаются биохимические процессы, нет следов тлена, наука до сих пор так и не смогла.

«За 82 года тело не претерпело никаких изменений. Его органика, то есть кожа, волосы, имеет те же характеристики органики, что и у живого человека»,— говорит директор Института Пандито Хамбо ламы Итигэлова Янжима Васильева.

Увидеть нетленного ламу — великая честь, выпадающая самым просветленным носителям веры. Большинство буддистов  приходят просто помолится у священных чертогов. Особенно в эти дни. Алтари устроены не только в храмах, но и во всех бурятских квартирах. Здесь выставляют скульптуры, развешивают изображения  буддистских божеств, возле которых жгут лампадки и воскуривают благовония.

Нежный фарш, тесто по особой рецептуре и секреты варки — в доме Гунсамы Тудуновой готовят знаменитые бурятские позы — главное, но не единственное блюдо на праздничном столе, где белая пища – символ очищения от грехов старого года.

«Белый цвет у  бурят ассоциируется со всем светлым. Светлые помыслы, светлая дорога — все светлое»,— пояснила Гунсама Тудунова.

Ночью монахи и миряне выходят к священному костру — дугжубе. На костре символически сжигают плохую карму всего прошедшего года. И в главном храме – дугане — начинается  Великий Хурал — ночная  служба праздника Сагаалган.

Бурятские ламы читают праздничные мантры на тибетском языке. Впрочем, творить добро в эти дни принято не одной лишь молитвой, но и делом. Ховараки — так называют студентов буддистского монастыря — в перерывах между службами несут послушание в делах хозяйственных.

Российский буддизм — активный. Монахи проповедуют не столько путь медитаций, сколько социального служения,  не отделяя себя от проблем страны.

«Если мы не будем испытывать, что мы россияне, не будем думать так, что станет с буддизмом? Куда он пойдет? Некуда ему тогда идти»,— говорит лама Жаргал Дугданов.

По соседству в буддистским дацаном — православный храм. Батюшка Леонид – настоятель — вспоминает миссию Иннокентия Иркутского во время освоения этих земель. Россия ведь в этих местах утверждалась не мечом, а молитвой, объединяя народы и конфессии, став единым домом для каждого.

«Сегодня наш храм посещают буряты, люди с востока. И кавказцы приходят исповедоваться. Всех храм принимает»,— сказал иерей Леонид, настоятель Свято-Одигитриевского храма.

«Нет в мире другой страны, где бы традиционные корневые народы исповедовали  все мировые религии. Это богатство надо понять. Человек может, не выходя за пределы России, получить все знания о мировой цивилизации. И Россия сильна этим»,— подчеркнул Дамба Аюшев, глава буддистской традиционной сангхи России.

Праздновать Сагаалган – буквально это означает «перешагнуть время» — в Бурятии будут 15 дней. По числу 15 чудес, сотворенных Буддой.

Видео

http://www.vesti.ru