Печать

Маленький лама

Опубликовал: Валерий Павлов 16 Январь 2004. Опубликовано в Новости

Тамара Нагуслаева.

ИнформПолис.
№ 1 (588) 08 января 2004 г.

В Иволгинском дацане появился новый послушник — семилетний Молам Сундуй, родом из Тувы

Он перерожденец, считают многие хувараки и жители Верхней Иволги, села возле дацана

В Бурятию Молам приехал вместе с мамой Валентиной Ховалыговной в августе. До этого он два года обучался в монгольском монастыре Гандан.
Сейчас он сидит на хуралах с семи утра и порой до пяти часов вечера, берет индивидуальные уроки у ламы Батора Цыденова, проректора по учебной работе института «Даши Чойнхорлинг». Иногда посещает занятия вместе с другими студентами буддийского вуза и учится во втором классе Верхне-Иволгинской школы. То, что Молам Сундуй — ученик особенный, признают все: и ламы, и педагоги. Однако именно его способности стали испытанием для его родных и всех тех, кто оказался сопричастен к судьбе мальчика.

Знаки
Молам родился в шесть месяцев. Валентине Ховалыговне, педагогу республиканской школы искусств в Кызыле, было за сорок, когда она узнала, что у нее будет еще ребенок — старший сын Айдыс работал в реабилитационном центре народным целителем. «Я не знала, что и делать, — вспоминает Валентина Ховалыговна. — Как-то все странно было…» Тогда мужу начали сниться сны: он видел у жены на руках новорожденного мальчика, у которого возле левого уха была длинная антенна, через которую, как понял отец, сын общался с космосом.
«Я отмахивалась от этих слов. Никому ничего не рассказывала, — говорит Валентина Сундуй. — Что бы люди подумали?». В середине ноября 1996 года ее, беременную, неожиданно увезли в хирургию с аппендицитом, а 21 ноября после кесарева сечения на свет появился Молам.
Когда врачи показали сына отцу, тот был поражен — именно такого мальчика видел он в своих снах. Возле левого уха у ребенка была родинка. Врачи удивлялись, что у новорожденного нет родничка, и поставили на учет к невропатологу. В три-четыре месяца у него появились первые зубы, в пять-шесть месяцев он уже вовсю ползал.

Дороже игрушек
В семье Сундуй у домашнего алтаря хранятся буддийские предметы, которые остались от прадедушек-лам. Пятимесячного Молама тянуло к алтарю так, что доходило до слез. «Тянет меня, плачет, мол, дай да дай. Так горько плачет, ничем не успокоить. Это нельзя, это не игрушка, объясняю ему…» — рассказывает мама. Своими детскими капризами ребенок донимал взрослых бесконечно.
Так продолжалось в семье до тех пор, пока мальчик не умудрился сам взять то, что его интересовало больше игрушек. Разложил перед собой ламские принадлежности в таком порядке, как будто всегда знал, как и где они должны лежать. «Мы все удивлялись, откуда он что берет? Ведь ему никто ничего не рассказывал»,до сих пор не понимает Валентина Ховалыговна.
Тогда он начал кушать траву (артыш по-тувински. — Авт.), которую жгут для благовоний. «Мы попробовали, она такая горькая, а он ест, даже не морщится…»
В полтора года Молам начал говорить. Он мог часами сидеть и произносить одно слово: муни, муни, муни…
Когда к Сундуй приходили гости, Молам всегда хотел почитать им молитву. «Мы так от этого уставали. А люди стали сами приходить. Молам с удовольствием надевал буддийскую одежду, расставлял все предметы и что-то читал».
Воспитатели детского сада, куда ходил мальчик, с недоумением рассказывали маме, что он частенько заворачивался в одеяла, как лама, и подолгу сидел, что-то про себя шептал. Валентина Ховалыговна делала непонимающее лицо и говорила, что дома сын ведет себя как обычный ребенок.
С возрастом родители обнаружили, что мальчик предвидит некоторые события. «Я топлю печку, а Молам, ему тогда два с половиной года было, говорит: «Здравствуйте, народ!» Я спрашиваю: «Кто это?» Он отвечает: «Богдо Гэгэн». И в самом деле тогда в Кызыл приехал Учитель. Сундуй смогли попасть к нему на прием. «Впускали по-одному, Молам пошел, я осталась, — вспоминает мама. — Богдо Гэгэн долго с ним разговаривал, шоколадку дал, молитву прочитал».
Старики настойчиво советовали Валентине Ховалыговне отдать Молама в дацан и как можно раньше.
Когда ему исполнилось пять лет, они собрали деньги и отправились в Монголию, в Гандан, где принимают на учебу детей с семи лет. Пришлось сказать, что сыну уже семь. В монастыре устроили экзамен: пустили Молама в комнату, где лежали только вещи лам, и смотрели, что он будет делать. Он смело брал все предметы как давно знакомые.
Мама работала в школе Улан-Батора, снимала квартиру, сын бесплатно обучался в дацане. Уехали они только потому, что жить в Монголии для Валентины Ховалыговны стало слишком дорого, оставлять ребенка одного в дацане она не решилась. И в августе они переехали в Иволгу.
«Мы не принимаем маленьких детей, — говорит настоятель Иволгинского дацана Дагба-лама Очиров, — пока нет для этого условий. Для Молама хамбо-лама Дамба Аюшеев сделал исключение».
Сундуй выделили маленький домик на территории дацана, Моламу дали личного учителя Батор-ламу.
«Для нас он обычный послушник, — говорит Дагба-лама Очиров. — Но мы знаем, что в буддизме случайностей не бывает». Ламы не исключают возможности, что Молам Сундуй действительно перерожденец, и этим объясняется его столь ранний интерес к духовному миру.
«Не каждому ребенку по силам такое обучение, — признает наставник Батор-лама. — В семь часов уже сидит на хурале, без всяких опозданий. Никогда не скажет, что надоело, устал. Иногда подходит, отпрашивается, говорит, что ему пора идти в школу. Что интересно: на занятиях у него вопросы очень четко поставленные. Видно, что неслучайные. Учит домашние задания, относится как взрослый человек. Молам доказал, что можно брать детей в дацаны».
Мальчик без труда встает в пять-шесть часов утра, рассказывает мама. В воскресенье, когда нет занятий, Молам смотрит мультики, рисует себя в образе мышки и рядом большого коня.

Школа
Насколько серьезно и ответственно он познает азы тибетской письменности, мудрость буддийских книг и канонов, настолько вольготно чувствует он себя в Верхне-Иволгинской средней школе.
«Ваш лама там бегает!» — кричат дети Валентине Дашиевне Мижитовой, учителю второго класса, где учится Молам. В начале сентября, когда мама уехала на несколько дней в Кызыл, мальчик, оставшись в дацане с хувараками, пришел на уроки в ярко-красной архимжээ. Бегал по коридорам во время перемены, крутился на турнике в школьном дворе, а ученики и учителя с удивлением смотрели на нового второклассника.
На уроке Молам может рассмешить весь класс, упасть со стула или просто унестись своими мыслями куда-то вдаль. «Такое ощущение, что его в классе нет…» — говорит учительница.
Мама Валентина Ховалыговна, которая сейчас работает в этой же школе художником (в филиале Иволгинской школы искусств. — Авт.), советует учителям быть с Моламом построже. Сама же ограничивает его во многом, объясняя, что вместо чупа-чупса лучше купить булку хлеба, а вместо игрушек надо брать в руки молитвы.
Сейчас Молам изучает в средней школе математику, письмо и чтение. От бурятского его освободили, решили, что нагрузка у него слишком велика. Ребенок говорит на тувинском, монгольском, русском, учит тибетский и английский. «Основные занятия для него там, в дацане, — считает Туяна Владимировна Янжимаева, завуч по учебно-воспитательной работе, — мы это понимаем. Ребенок переезжает из страны в страну, языковой барьер тоже сказывается…»
На недавнем новогоднем представлении Молам опять удивил многих. В школе устроили дискотеку с Дедом Морозом, мальчик от души, без стеснения танцевал прямо в середине круга, в то время как сельские ребята немного тушевались, рассказывает Жаргалма Рабжиновна Раднаева, завуч-организатор школы. Сверхэнергичность ребенка отмечают все учителя. «Мы объясняем это тем, что он необычный мальчик», — говорит директор Верхне-Иволгинской школы Анна Ярославовна Балданова, которая верит, что их ученик добьется в жизни многого.
Сын не сам выбрал свою судьбу, больше чем уверена Валентина Ховалыговна, его ведут Учителя. Сам Молам считает, что станет большим ламой и для этого готов «жариться» в Индии, куда его хочет отправить мама для продолжения учебы.
У Молама очень большой потенциал, уверен Батор-лама Цыденов. «Уже к 14—15 годам он может достичь высот, стать мудрым ламой, — говорит духовный наставник Молама. — Тогда он сможет помочь бесчисленным живым существам…»

От редакции. Сейчас семья Сундуй собирает деньги, чтобы отправить ребенка на учебу в Индию. Для тех, кто может их поддержать, указываем этот счет.

ИНН 0323039171
БИК 048142797
К/с 30101810100000000797
Р/с 42301810381749901558
РБ, Иволгинский район,
с. Иволгинск, ул. Ленина, 23,
КБ Сибирское ОВК ОАО, для Сундуй Валентины Ховалыговны

http://www.infpol.ru/