Печать

Далай-лама призвал буддистов к внесектарному подходу к религии

Опубликовал: Галина Федотова 23 Октябрь 2009. Опубликовано в Новости

«Я являюсь убеждённым приверженцем внесектарного подхода к практике тибетского буддизма», -- заявил Его Святейшество Далай-лама, отвечая на вопросы буддистов из разных стран в ходе трёхдневных учений в Дхарамсале, северная Индия, даруемых лидером тибетского буддизма по просьбе группы учеников из Сингапура с 20 по 22 октября.

Далай-лама подчеркнул, что все те, кто считает себя последователями тибетского буддизма, также должны придерживаться внесектарного подхода, в равной степени ценя учения всех четырёх школ тибетского буддизма — Гегуг, Сакья, Кагью и Нингма. По его словам, получение учений всех этих четырёх традиций, в том числе и Дзогчен, способствует более глубокому и разностороннему осмыслению абсолютной природы ума.Отвечая на вопрос одного из слушателей о том, стоит ли буддийскому практику следовать только одной традиции, или же получать учения от наставников разных школ, Далай-лама отметил, что он сам, начиная с 1951 года, был строгим гелугпинцем и выполнял практику поклонения духу-защитнику традиции Гелуг Шукдену, пока у него не зародились сомнения в целесообразности этой практики, которая препятствует получению учений других линий передачи тибетского буддизма. «Тогда, -- рассказал Его Святейшество, -- я занялся серьёзным анализом истории традиции поклонения Шукдену и выяснил, что ещё Пятый Далай-лама считал этого духа вредоносным и сектантским и предостерегал людей от поклонения ему».


По словам Далай-ламы, он рассказал о своём решении отказаться от практики Шукдена своим основным наставникам Лингу Ринпоче и Триджангу Ринпоче, предоставив им выясненные им исторические факты, и оба его учителя полностью одобрили его решение. «После этого у меня появилась полная свобода получать учения и передачи текстов от учителей разных традиций, в том числе и Нингма», -- отметил Его Святейшество.

В ходе октябрьских учений нынешнего года в Дхарамсале для последователей из Сингапура, Тайваня, Кореи и других стран, в том числе и из России (общее число слушателей превысило 4 тысячи человек), Далай-лама также подчеркнул важность «секулярной этики» для развития человеческого общества, которое «погрязло в материалистических ценностях, но до сих пор страдает от множества психических проблем и депрессии». Так, по его мнению, в таких густонаселённых странах, как Китай, внедрение в систему среднего и высшего образования программы развития нравственности и общечеловеческих ценностей — любви, сострадания и терпимости -- может принести огромную пользу будущим поколениям, и именно буддийская «наука об уме», основанная на глубинной философии, способна внести наибольший вклад в развитие «секулярной» нравственности человечества. «Китайское общество должно стать максимально прозрачным, искренним и справедливым, -- именно тогда Китай как великая держава будет пользоваться уважением у других стран», -- отметил Далай-лама, в то же время призвав не расценивать его слова как некое «политическое заявление».

Полное учение Его Святейшества Далай-ламы с 15–18 и 20–22 октября в Дхарамсале, данное по просьбе тайваньских и сингапурских буддистов, вы вскоре сможете услышать в аудиозаписи в русском переводе на сайте www.mahayana.ru.