Печать

В Калмыкии строится девять субурганов

Опубликовал: Валерий Павлов 03 Январь 2010. Опубликовано в Новости

d0bed181d0b2d18fd189d0b5d0bdd0b8d0b5-d0bcd0b5d181d182d0b05-400x2662.jpgБуддисты Калмыкии возводят десять буддийских ступ одновременно. Этот духовный процесс охватывает несколько районов республики. О важности и географии строительства объектов поклонения рассказал глава буддийской общины «Номин туг», мастер строительства субурганов Батр Мангаев.

«С 1998 года началось активное строительство ступ на территории Калмыкии,— говорит он.— Известно, что большая часть из них посвящена будущему Просветлению, а это означает, что довольно быстро к людям возвращается осознание важности поступков во благо других. Потому строительство субурганов имеет огромную значимость не только на уровне религиозном, но и приносит уверенную социальную пользу, объединяя людей и тем самым стабилизируя обстановку в обществе».

Одним из ярких тому доказательств служит тот факт, что после возведения одной из первых в республике ступ в поселке Ульдючины среди местных жителей прекратились самоубийства. В каждом районе свои трудности, и люди строят субурганы с верой в благотворящую силу Будд и Бодхисаттв.

Жители поселка Цаган аман Юстинского района, что на левом берегу Волги, запланировали создать на своей земле Ступу Просветления. Осенью для освящения места под строительство в поселок приезжал Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче вместе с монахами Центрального хурула «Бурхн Багшин Алтн Сюмэ». «Это очень важный момент,— говорит Батр Мангаев.— Шаджин-лама является держателем буддийской веры на территории Калмыкии, и если люди испрашивают благословения у Будд и Бодхисаттв, то оно приходит именно через Шаджин-ламу. В деле создания буддийских монументов недопустимо свободомыслие, все должно быть сделано в соответствии с ритуальными правилами, которые были составлены великими учителями много веков назад».

В этом же районе в поселке Барун весной-летом должна быть достроена Лотосовая Ступа 3,2 метра высотой, посвященная Зеленой Таре, а значит благополучию, процветанию, плодородию этого населенного пункта.

Стартовые работы — создание тела субургана и фундамента — были сделаны еще осенью. Зимний период участники строительства обычно используют для различного рода заготовок — закатывают ном — молитвенные тексты, сушат дерево, запасают полынь и тую для дальнейшей закладки.

В поселке Артезиан Черноземельского района будет стоять пятиметровая Ступа с молитвенным барабаном внутри — таких всего пять в республике. Ее предназначение — усмирять препятствующие силы, создавать мир и гармонию. Этот тип субургана носит название «Победоносный», что связано с божеством долголетия Намгьялма (тиб. Победоносная), ум которой поселится в будущей ступе.

В районном центре Яшалтинского района затянулось строительство большого четырехстороннего субургана. «Обычно единственная статуя Будды, расположенная в бумбе, смотрит на восток,— рассказывает Батр Мангаев,— однако существуют и другие формы ступ. Например, в четырехсторонней ступе, которую сейчас возводят в поселке Улан-Хееч, будут установлены статуэтки Будда Шакьямуни, Зеленой Тары, Будды Амитаюса и Ваджрапани». В этом же районе в селе Бага-Тугтун также вскоре появится субурган.

Теперь южное направление Калмыкии: в поселке Приманычский Ики-Бурульского района возвысится Ступа, посвященная местным докшитам — защитным гневным божествам, с которыми кармически связаны многие жители республики.

Однако, как говорят ламы, там, где стоит субурган, присутствуют все божества. Суть у всех ступ одна — присутствие ума Будды, деление на виды — это лишь небольшие вариации одной сущности. Любая ступа — это еще один объект поклонения, помогающий восстановить самайи, зародить бодхичитту и связь с покровительствующими божествами. Тот же, кто принимал участие в строительстве, создал субурган у себя в сердце, создал в уме прочную опору для созерцания Просветления. Поэтому так важно, чтобы люди проявляли инициативу, учились мастерству строительства и затем передавали знания другим.

Еще один буддийский монумент не просто возводится, но восстанавливается на своем законном историческом месте — в поселке Солянка Светлоярского района Волгоградской области, где раньше жил калмыцкий нойон Давид Тундутов. «Процессу восстановления ступ безусловно нужно уделять еще больше внимания,— говорит Батр.— Дело будущего — возрождение стоявшего в селе Уманцево Сарпинского района субургана имени калмыцкого ламы Баазы Багши».

Все чаще буддисты Калмыкии строят субурганы в центре населенного пункта, чтобы как можно больше людей имели возможность накопить заслуги — это одна из основных функций буддийских сооружений.

Батр Мангаев называет их «постами буддизма», сотворенными под эгидой Центрального калмыцкого хурула и образующими крепкую структуру, упорядоченную и выполненную по всем канонам. «Если мы хотим держать этот курс, то запланировав строить ступу, следует обращаться в хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» — хурул, следующий указаниям Его Святейшества Далай-ламы,— говорит он.— Квалифицированные ламы окажут всю необходимую, и самое главное, правильную помощь, проведут ряд ритуалов».

Поначалу строительство субурганов курировал досточтимый лама Калмыкии Геше Дугда, однако в силу своего преклонного возраста передал свои полномочия нгарампе Тубтену Тхинлаю, который вскоре стал настоятелем городовиковского тантрического монастыря. Сейчас сразу трое монахов — нгарампа Тубтен Шакья, администратор хурула Нгаванг Лодой, Геше Джампа — разделили между собой руководство различными буддийскими архитектурными проектами.

В поселке Аршан близ Элисты ведется строительство Ступы в честь калмыцкого гелюнга Лобсанга Шераба, которым занимаются родственники умершего ламы.

«Это только начало,— говорит Батр,— и очень хорошее начало. В дальнейшем все большее число людей будут интересоваться этим сакральным процессом, который неотделим от духовной практики. Благодаря ступам верующие Калмыкии будут все глубже познавать буддийскую философию».

http://khurul.ru