Опубликовал: Валерий Павлов 30 Январь 2010. Опубликовано в Новости
25 января в Калмыкиюс кратким визитом прибыл Камбы-лама Тувы Джампел Лодой вместе с помощником, Представителем Камбы-ламы Республики Тувы в Москве Кууларом Хеймер-оолом.На состоявшейся26 январяв хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» пресс-конференции духовный лидер буддистов Тувы ответил на вопросы журналистов Калмыкии.
- Уважаемый Камбы-лама, находясь на таком ответственном и высоком посту, в чем Вы видите основные задачи своей деятельности?
— В местности, где буддизм только начинает свое, прерванное на достаточно продолжительный период развитие, важно доносить до людей Учение в его чистом, первоначальном виде. Я чувствуюна себе ответственность не толькоза то, какой традиции последуют мои современники, но такжеи потомки, поэтому считаю: пусть лучше процесс восстановления духовности идет медленно, но верно. Буддийские знания должны быть полными и доступными, буддийские монахи — монахами с большой буквы, идущими по стопам Будды Шакьямуни. Не могу сказать, что моя работа дается мне легко. Насущные проблемы — как дать образование людям, которые годами позже будут уже в качестве квалифицированных лам работать на благо тувинского общества, как построить храмы и субурганы и не просто построить, но сделать так, чтобы они служили развитию буддийского учения. Я постояннообдумываю то, как в будущем будет складываться работа восстанавливаемого Устуу-хурээ.
- Какие методы Вы избираете, чтобы сохранять линию преемственности Будды Шакьямуни?
— Прежде всего, опираюсь на Ученияи советы Его Святейшества Далай-ламы.
- Какие функции будет выполнять храм Устуу-хурээ?
— Если заглянуть на страницы истории, в этом храме до момента разрушения послушники в основном изучали философскую сторону буддизма. В новом же, восстановленном монастыре, который станет буддийским, культурным и образовательным центром, будут представлены различные направления: философское, иконографическое, медицинское, астрологическое. Кроме этого, в Устуу-хурээ будут обучаться и работать народные мастера и воспитываться мастера боевого искусства ушу по стилю шаолинь.
- Какова структура Духовного управления Камбы-ламы Тувы?
— В Централизованное управление Камбы-ламы Тувы входят все буддийские организации республики. В каждом из 17 районов Тувы есть управление Да-ламы — главного ламы этого района, который действует по своему уставу. Управлению Да-ламы подчинены примерно 3–4 более мелких организаций. Все они входят в единую структуру высшего органа — Управления Камбы-ламы. Каждые пять лет проводится конференция всех буддийских организаций и центров Тувы (первая состоялась в 2005 году), однако в течение этого периода проходят иные собрания разного масштаба и уровня.Мы также участвуем в международных конференциях.
- Как оцениваете состояние буддизма на тувинской земле?
— Что касается буддийского развития, Тува несколько отстает от Бурятиии Калмыкии; подобно младшему брату мы спрашиваем совета у старшихбратьев — бурятов и калмыков.Мы шагаемне такими быстрыми темпами, однако нам все же есть чем гордиться: в республике построено около пятидесяти субурганов, ведется восстановление древнего Верхне-Чаданского Хурээ —Устуу-хурээ:мы возлагаемна него большие надежды. В осуществлении этого проекта мы получаем неоценимую поддержку от нашего знаменитого земляка Сергея Шойгу, и сейчас основные сооружения храма уже готовы. Когда Его Святейшество Далай-ламав последний раз, в 1992 году посещал Туву, он освятил место разрушенного Устуу-Хурээи отметил, что эта земля, на которойиз руин осталось только две полуразрушенные стены, является по-прежнему священной и чтобыло бы замечательно возвести на нейбуддийский храм.
Судя по тому, что на январские Учения Его Святейшества Далай-ламыиз Тувыв Индию поехало 80 паломников,я могу сказать: все идет хорошо.
- Как давно Вы знакомы с Шаджин-ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и как развиваются ваши отношения?
— В 1996 годуГоманг-дацане, где я обучался,мы встретилисьс Ринпочев первый раз. К тому моменту уже прошло несколько лет, как он выпустилсяиз этого монастыря. Узнав, что он является перерождением Махасиддхи Тилопы, великого святого, мы каждый раз старались повидаться с ним, когда он посещал Дрепунг. Безусловно, между нами кармические связи. Сейчас они выражаются в том, что мы взаимодействуемв различных буддийских проектах, и встречаемся, чтобы посоветоваться и поделиться опытом: именно поэтому сегодня я нахожусьв вашей республике. На январской аудиенции Его Святейшества я услышализ устДалай-ламы теплые слова в адрес Тэло Тулку Ринпоче: он сказал, что Ринпоче вносит огромную лепту в развитие буддизма в России.И я был воистину рад, что Его Святейшество отметил заслуги вашего Шаджин-ламы.
- Мы знаем, что Тэло Тулку Ринпоче не раз бывал в Туве. Скажите, какое значение имел для Вашего народа визит великого перерожденца? И правда ли, что этому визиту предшествовали необычные знамения?
— Когда Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче первый раз ехал в Туву, ему пересекла дорогу медведица с двумя медвежатами; когда же его провожали, пошел необычайно крупный дождь, и появилась двусводчатая радуга. Не только народ Тувы, но и духи местности радовались присутствию Учителя. Буддисты Тувы были очень рады встрече с вашим духовным лидером, высоким Ринпоче, на протяжении нескольких веков служившего духовному процветанию монгольского народа.
- Сколько буддийских храмов и сколько монахов было в Туведо революции?
— Судя по официальным подсчетам в Туве было 32 монастыряи примерно5 тысяч монахов, живших при них. Однако эти данные не учитывают юрточные, кочевые хурулы. В то время хурээ были основными образовательными учреждениями. Это была прочная, устоявшаяся система. Согласно истории буддизм попал в Туву через Шелковый путь в IX веке,а второе — большое распространение — получил гораздо позже, в середине 2-го тысячелетия через Монголию и Тибет.В то время, чтобы получить буддийские знания и принять монашеский сан, тувинцы не жалели ног, изнашивали по несколько пар обуви и рисковали здоровьем в пешем пути до священного Тибета.
- Что Вы можете рассказать о проекте строительства буддийского храма на Поклонной горе?
— Это будет храм-памятник павшим в Великой Отечественной войны воинам буддийских республик России. Он расположится рядом с сооружениями других конфессий. Сейчас ведутся организационные и проектные работы. Учитывая большой опыт строительства буддийских сооружений у калмыцких архитекторов, организационный комитет поручает именно калмыцкой стороне спроектировать этот храм. Я хочу призвать всех буддистов Бурятии, Калмыкии и Тувы поучаствовать в этом значимом для всех нас строительстве, быть едиными, согласованными и дружно подойти к этому вопросу.
- Как Вы относитесь к введениюв школьный курс основ религии?
— Это правильное решение. Мне очень понравились слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла о том, что нашему обществу нужно начинать с нравственности, принципы которой четко прописаны именно в религиозных системах. Человек с детства впитывает духовные знания, культуру и этику,и если ребенка развивать в этом направлении, в будущем это даст свой результат. Не так важно, кому и чему молиться, но важно, чтобы человек рос нравственно цельным.
- От лица духовного лидера тувинских буддистов выскажите, пожалуйста, пожелания народу Калмыкии…
— Большое спасибо Шаджин-ламеза приглашение.От себя лично и тувинских буддистов желаю всем жителям Калмыкии успехов в развитиина пути, указанном Буддой, долгих лет жизни и здоровья. Никогда не покидайте свою республику. У меня большая просьба как можно больше молиться о том, чтобы Его Святейшеству Далай-ламе выдали российскую визу.
В заключении Камбы-лама Тувы Джампел Лодой прочел молитву за счастье всех живых существ на тувинском языке.