Печать

Буддийские сокровища в Хоринске

Опубликовал: Валерий Павлов 03 Март 2004. Опубликовано в Новости

img0303200402.jpg

350 Будд из тысячи, дошедшие до нас спустя два столетия, открылись мистическим образом

Ламы уверены — это знак возрождения одного из самых древнейших дацанов Бурятии — Анинского

Легионы бронзовых Будд
Сейчас найденные реликвии Анинского дацана установлены в дугане в поселке Хоринске. Они стоят стройными рядами на импровизированном алтаре, и верующие поклоняются им. Все вместе это представляет внушительное зрелище. Словно легионы, построенные для защиты Учения Будды. Бурханы имеют высоту около 10 сантиметров. Все они одинаковы: Будда сидит в позе лотоса, различаются только положения его рук. Статуэтки отлиты из бронзы, а снаружи покрыты сусальным золотом. Внутри каждой находятся миниатюрный молитвенный барабанчик и лекарственные травы. Снизу статуэтки закупорены металлической пластинкой, по краям обмазанной воском. У некоторых поломаны руки, на головах облупилась или сошла на нет минеральная краска. Видно, что многие нуждаются в реставрации. Ламы считают, что им более двух веков, учитывая, что Анинский дацан был построен в 1775 году.

— Ламы, хувараки и верующие пребывают в радости, — взволнованно говорит лама Легсок Дарижапов, руководитель поисков. — Что вы думаете по этому поводу? Вы верите этому? А вот мне самому с трудом верится в это! Среди хоринцев всегда существовало поверье, что Анинский дацан сам даст знак к возрождению, и вот время пришло.
О местонахождении ценностей монахи узнали от старожилов села Алан.
— В нашем селе жила одна старая женщина, — рассказывает Солбон Базардараев, аланский старейшина. — Когда она была уже при смерти, позвала меня: «Солбон, подойди сюда. Я тебе вот что скажу: около нашего дацана лежат спрятанные бурханы. Знай это». Я запомнил, а потом рассказал об этом нашим ламам. Мой отец всегда говорил, что мы возродим наш дацан.

Явление бурханов
Первые раскопки на месте разрушенного дацана проводились еще до 90-х годов. В них участвовали археологи БНЦ и студенты ВСГАКИ, но тогда ничего не нашли.
Только в августе 2002 года под большим камнем на территории дацана ламы нашли первые три статуэтки. Через два месяца обнаружили еще 50. Когда весть о находках дошла до верующих, к ламам пришел восьмидесятилетний старик и сказал, что у него хранятся еще 50 Будд из Анинского дацана.
Поиски и раскопки продолжались: количество бурханов к началу февраля 2004 года достигло 203 штук, а после проведения религиозного ритуала Дугжуубы, накануне Сагаалгана, нашлись еще 150. Сейчас их стало около 350: посчитать точно, сколько статуэток, довольно сложно, уверяют те ламы и прихожане, которые пытались это сделать. Цифра каждый раз получается разная: то на единицу или две больше, то наоборот — на столько же меньше.
Сейчас на время сагаалганских хуралов и до наступления тепла раскопки временно приостановлены. Кроме того, повышенный интерес к находкам со стороны прессы и искателей сокровищ вызывает настороженность и опасения монахов и мирян.
Сообщение о сенсационной находке статуэток Будд в Хоринском районе вызвало огромный интерес в мире. Здесь уже побывали репортеры из Японии. Проявляют интерес и другие российские и иностранные СМИ. Свою помощь ламам предложили профессиональные искатели кладов из Иркутска. Между тем шумиха вокруг буддийских сокровищ вызвала замешательство в местном монашеском сообществе, не привыкшем к пристальному вниманию прессы.
Ламы держат в глубокой тайне местонахождение раскопок. Они еще полны сомнений: «Найдем ли мы остальные 650 Будд из тысячи? Говорят, в 80-е годы в Хоринск на «Волге» приезжал какой-то коллекционер и он якобы увез с собою 200 Будд. А эти бурханы окружали когда-то статую Майтрейи, Будды Грядущего, имевшую высоту 80 локтей».
Во всей истории поисков и обнаружения хоринских бурханов есть изрядная доля мистики.
— Перед тем как начать раскопки, мы провели хурал и обратились за помощью и благословением к божеству, главному хранителю Анинского дацана — Гомбо сахюусану, — пояснил Легсок-лама. — И тогда не столько мы нашли Будд, сколько они сами явили себя. Не случайно они показались именно сейчас, в то время, когда миру явился феномен хамбо Итигэлова! Ведь хамбо Итигэлов около двадцати лет обучался и жил в Анинском дацане. Поэтому между явлением нетленного тела и появлением Будд мы усматриваем глубинную мистическую связь.
Этого же мнения придерживается Янжима Васильева, руководитель информационного центра хамбо Итигэлова:
— Большинство находок находится в хорошем состоянии, я думаю, что они имели магическую защиту. Я сама убедилась в этом при подъеме священных сосудов хамбо Итигэлова. Тогда отключались все телекамеры, не работали фотоаппараты. Техника не действовала до тех пор, пока ламы не отключали эту защиту.

Анинский дацан
Маленькая, дворов в 60, деревушка Алан находится километрах в тридцати к северу от райцентра. Живут здесь в основном пенсионеры. Анинский дацан находится километрах в пяти от села. Но добраться до него в эту пору крайне тяжело: разбитую колею грунтовки наглухо перекрыли снежные заносы и огромная наледь, ползущая с гор. Расстояние в пять километров превращается в изнурительное ралли с частыми высадками и долгими остановками. Но вот к закату на горизонте вырисовываются силуэты субурганов, изогнутые углы крыши дугана и квадрат с арками — останки центрального храма. Это Анинский дацан.
Даже полуразрушенный он имеет внушительный вид. Окна и проемы дверей центрального храма сделаны в виде арок и напоминают архитектуру православного храма. Хорошо сохранилась лишь внешняя ограда — низкий каменный забор с субурганами на углах.
Сейчас в нем пустынно. Студеный февральский ветер бьет в лицо жесткими крупинками лежалого снега. Когда-то он знал лучшие дни. Местный старейшина Мигжид Ширапов вспоминает: «В 1931 году я пошел в школу, а мой дядя служил в дацане. Я помню множество лам и мирян в дацане, большие дуганы, огромное количество лошадей в степи вокруг. Тогда в дацане было очень много людей, и им жилось легче, ведь у них была вера. А потом лам разогнали, дацан закрыли, люди продолжали ходить туда, но там уже ничего не было. Ламы знали, что пришел их черед, и заранее прятали ценную утварь».
Помнит о былой шумной дацанской жизни и Лхамажап Батоева: «Мне было тогда пять лет. Но до сих пор стоят у меня в глазах картинки из детства. Мой старший брат был хувараком. Когда я побежала за ним в дуган, кто-то меня окликнул: «Тебе нельзя туда, ты ведь девочка!» И я испугалась, заплакала и побежала к маме».
Жизнь возвращается в дацан. Восстановлены один из дуганов, ворота, построен дом для монахов. В нем они живут в дни, когда служат здесь хуралы.

График дежурств в дацане
Монахи надеются, что явление бронзовых Будд даст новый импульс восстановлению былого величия Анинского дацана.
И у них есть все основания верить в это. При дацане основан совет старейшин из мирян. Они готовы разделить с монахами бремя ответственности за восстановление дацана. И верят в участие в этом благородном деле всех верующих.
В дни празднования Белого месяца их здесь особенно много. Паломники прибывают из самых отдаленных уголков района. На стене в дацане висит лист бумаги с графиком дежурств организаций поселка Хоринска — ответственных за проведение хуралов в дни Сагаалгана. В этом списке значатся районная администрация, налоговая инспекция, отделение банка, районо, электросети и другие организации. Как пояснил Легсок-лама, сотрудники этих организаций приходят в установленный день и за свой счет кормят лам, хувараков и прихожан из дальних сел. Кроме того, они делают пожертвования в кассу дацана. И вправду, ухоженные женщины в дорогих шубах носили ведрами воду в кухню дацана и прислуживали в столовой.
— Помогать храму нам не в тягость, а в радость, ведь у хоринцев очень сильная вера, — говорят женщины.
По словам священнослужителей, основной целью поисков являются книги. Явление Будд — это только начало анинских находок.
Дальнейшие раскопки и поиски буддийских реликвий будут вестись под контролем Буддийской традиционной сангхи России на территории всего Хоринского района.

http://www.infpol.ru/