Печать

Интервью Оле Нидала

Опубликовал: Валерий Павлов 12 Март 2004. Опубликовано в Новости

Лама Оле Нидал:

«Они убивали и уничтожали нас в течение последней тысячи лет».

Как вы прокомментируете всё большую популярность буддизма в современном мире, в том числе в России, и буддизма именно в вашем, современном прочтении, которое отличается от традиционного, или этнического буддизма, распространённого, к примеру, в Тыве, Бурятии, Калмыкии?

Прежде всего, это не современный буддизм. Такой буддизм практиковали всегда, просто это делали миряне и йоги, то есть можно сказать, что это не монашеский буддизм.

Я ничего не придумал, ничего не изменил, я просто принёс на Запад ту традицию, о которой многие люди не знали, которой меня научили мои собственные учителя-йоги. Это подходит семейным людям, а также тем, кто предпочитает медитировать, не становясь монахами. Я имею ввиду людей, которые предпочитают медитировать, не имея множества внешних обетов, подобно монахам и монахиням.
Но я уверяю вас, что я ничего не изобрёл. Я бы не осмелился это сделать.

То есть вы хотите сказать, что то, что вы проповедуете, это аутентичный тибетский буддизм?

Да, это подлинный тибетский буддизм для мирян и для йогов, но не для монахов и монахинь.

Каковы ваши отношения с правительством Тибета в изгнании, Его Святейшеством Далай-ламой, ваших последователей – с его последователями?

Мне удалось помочь ему несколько раз. Далай-лама освятил наш центр в Копенгагене в 1973 году. Он обычно меня обнимает, называет меня своим старым другом. Он также явно показывает, что он знает, что я делаю. В настоящее время у нас различные политические взгляды. Ему нужно иметь возможность разговаривать с китайцами, потому что он хочет вернуться в Тибет, несмотря ни на что. Поэтому ему приходится принимать кандидатов, которых принимают китайцы. Моя ответственность сейчас перед моим учителем, 16-ым Кармапой, который сейчас в 17-ом воплощении. Есть китайская кандидатура на роль воплощения Кармапы, есть тибетская, и мы, конечно, поддерживаем тибетскую кандидатуру.


Каковы, на ваш взгляд, перспективы Тибета обрести свободу, независимость, восстановить свою уникальную культуру, а у Далай-ламы – туда вернуться, как он недавно пожелал?


Все культурные аспекты тибетского буддизма не смогут выжить. Шапки, одежды, социальные практики – всему этому пришёл конец. Философия, психология, знания об уме – всё это пока ещё существует. Но сегодня этого больше на Западе, чем в Тибете или среди тибетцев. Им было трудно отделить культурные аспекты от действительно важных, а мы смогли сделать это более ясно на Западе. И поэтому сегодня можно получать более передовые буддийские наставления от западных буддийских учителей без всяких культурных наслоений, которые не нужны.


Каково ваше мнение о свободе совести, свободе вероисповедания в России, о нарастающем влиянии РПЦ МП и положении буддизма в этой связи?


Я думаю, что большинство людей в стране, где трудно жить, хотят, чтобы был Бог, который бы говорил им, что делать. Я думаю, что в течение ещё многих лет большинство россиян будут христианами, потому что такова традиция, и их христианский Бог говорит, что им делать. Но чего я не понимаю, так это того, почему у Русской Православной Церкви так много паранойи по поводу других религий. Например, люди, которые становятся карма-кагью, никогда не стали бы христианами. Может быть, гуманистами, может быть, нигилистами, но ни в коем случае не христианами. И подобно тому, как мы радуемся тому, что кто-то находит христианство и получает для себя от этого пользу, так и они должны радоваться тому, что кто-то находит буддизм и получает от этого пользу. Можно процитировать старого Дэна из Китая: «Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила много мышей». И вот это действительно самое важное.


Можно видеть, что буддизм, а также различные элементы тибетской, и вообще восточной культуры, сейчас становятся очень модными, как на Западе, так и в России. Ваше мнение о буддизме в контексте глобализации, отношение к глобализму?


Я думаю, что есть несколько процентов населения во всём мире, которые чувствуют себя хорошо, будучи буддистами. Имея Интернет, они будут узнавать о буддизме, и некоторые будут присоединяться. На самом деле мы теряем много людей, если посмотреть по количеству. Такие места, как Корея, Япония, Сингапур, Гонконг, наполняются христианами. Потому что буддизм в этих странах стал слишком костлявым, жёстким, элитарным, мужским, и люди больше не могут его использовать. Но, конечно, на Западе, где люди стремятся к опыту, мы выглядим очень сильными.


Участвуете ли вы, или кто-то из ваших коллег и последователей, совместно с представителями других конфессий, в миротворческой и антитеррористической деятельности, и если нет, то собираетесь ли это делать?


Мы избегаем ислама, насколько это возможно. Я думаю, что эта религия непосредственно опасна. В Коране говорится «Убивайте христиан, убивайте евреев. Если вы слабы, то будьте добрыми, а если вы сильны, то убивайте их». Если какая-либо религиозная система относится к женщинам так, как они, я думаю, что это совершенная катастрофа. Нет ничего прекраснее свободной женщины, а притесняемая женщина – это ужасно. И, наверное, поэтому их страны могут только продавать нефть. Потому что половина их освободительной деятельности подавляется.


А не боитесь ли вы в этой связи возможности конфликта между исламским миром и буддийским?


Они убивали и уничтожали нас в течение последней тысячи лет, в этом нет ничего нового. Они уничтожили буддизм в Северной Индии, недавно они разрушили статуи Будды в Балкхе и Бамиане, в Афганистане, и они уничтожают нас везде, где только могут.

Я надеюсь, что в будущем у нас будет объединённый фронт с христианами за нашу свободу, за наше западное общество. И вместе мы сможем сохранить нашу свободу, наш образ жизни, который нам дорог, и не упадём обратно в средневековье. И для этого мы протягиваем свою руку.


Беседовал Алексей Белов.

Полный вариант интервью Оле Нидала, опубликованного на Портале Кредо.Ру:

http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=183