Опубликовал: Валерий Павлов 24 Январь 2011. Опубликовано в Новости
3 февраля – первый день Нового года по лунному календарю. О том, как правильно встречать Сагаалган, рассказали ламы Буддийской традиционной Сангхи России – преподаватель буддийского университета «Даши Чойнхорлин» гэбшэ-лама (кандидат буддийской философии) Радна Содномов и лама Бимба Доржиев (хранитель драгоценного XII Пандито хамбо ламы Этигэлова).
Подготовка к празднованию Белого месяца начинается с уборки квартиры, в частном секторе – дома, двора, всего хозяйства. Идеальная чистота символизирует чистоту помыслов человека.
За три дня до наступления праздника в буддийских храмах совершается особый молебен, посвященный дармапалам – десяти божествам-защитникам учения. Наибольшее почитание среди них воздаётся богине Шри-Дэви (тиб. Лхамо). В её честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.
В канун праздника во всех домах проводится особый обряд очищения – гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи.
В двадцать девятый день по лунному календарю в ритуальном костре «Дугжууба» сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Для этого миряне привозят с собой кусочки теста, ваты или бумаги, которыми предварительно обтирают своё тело, после чего бросают их в месте, где будет сжигаться весь сор. Обряд «Дугжууба», символизирующий уничтожение в огне врагов веры, проводится в монастыряхза два дня до празднования Нового года. Для этого обряда изготавливается сор – высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают его на костре. Борьбу с врагами веры символизирует и обряд линга: для него тоже лепится из теста фигурка торма, олицетворяющая зло и врагов веры, которая затем торжественно разрубается на 12 частейи сжигается как жертва, приносимая владыке смерти Яме.
В 30-й день по лунному календарю – день Дуйсэн («хорошее время» — тиб.) – проводится хурал Мандал Шива. Этот день накануне Сагаалгана является «закрытым днём» (буту удэр – бур.). Нужно по-новому убрать домашний алтарь, обязательно разложить на божнице подношения божествам в виде мясного блюда, «табаг» — ритуальное подношение (хлеб, пряники, печенье, бова, конфеты, рафинад, зефир), состоящее по правилам из девяти этажей, венчает которое кусок масла. Обязательно зажечь зула (лампаду), свет которой осветит ваш путь. В этот день категорически запрещается поднимать пыль в доме, проводить уборку дома (побелку, мытье полов и пр.) нужно заранее. Буддистам рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры, совершать простирания, делать добрые поступки. Крайне нежелательно употреблять алкоголь, также следует воздержаться от употребления мяса.
В первый день Сагаалгана (3 февраля) нужно вставать очень рано – в 4–5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Балдан Лхамо. Проспавшие её заход, считается, упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот приобретут защиту буддийской богини Лхамо, им будет сопутствовать удача и успех. Проснувшись, необходимо зажечь зула, воскурить санзай (благовоние), преподнести тахил (подношение) трём драгоценностям (Будде, Дарме и Санге), хозяевам местности на улице поднести сэржэм (божественный напиток в виде чая, молока или водки), разбрызгивая по всем сторонам со словами: Ом А Хум, что означает тело, речь и ум. После этого буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник Белого месяца вместе со священнослужителями.
Первый день Сагаалгана принято начинать с поздравления родителей, преподносить им хадак, подарки. Преподносить хадак нужно ладонями вверх, поддерживая после снизу руки старшего по возрасту.
Во второй день Нового года совершается обряд «запуска коня ветров»: изображение «коня ветров» (тиб. лунта, монг. хий-морин), освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастийи болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достаткав новом году всем живым существам.
Новогодние хуралы:
1-го февраля – ритуал «Дугжууба».
2-го февраля (с 8 до20 часов) – верующие имеют возможность получить благословение XII Пандито хамбо ламы Даша Доржо Этигэлова.
2-го февраля – хурал «Мандал Шива» (начало в 9 часов), Балдан Лхамо (начало в 19 часов).
3-го февраля – Сидор Лхамо (начало в 5 часов утра), Сагаалган.