Опубликовал: Валерий Павлов 06 Июль 2011. Опубликовано в Новости
Сегодня, в день рождения духовного лидера буддистов всего мира Далай-ламы ХIV, во всех храмах Тувы проводятся молебны с пожеланиями долголетия иерарху буддизма.
Буддисты почитают Далай-ламуXIV как земное воплощение Авалокитешвары (Ченрезига) — Будды Сострадания. День рожденияДалай-ламы празднуется буддистами Тибета и всеми последователями тибетского буддизма, которых объединяет признание Далай-ламы своим духовным лидером.
Его Святейшество Далай-ламаXIV родился6 июля1935 г.в бедной крестьянской семье на северо-востоке Тибета в провинции Амдо в маленькой деревне Такцер, недалеко от озера Кукунор.
При рождении он получил имя Лхамо Дхондруп, которое в буквальном переводе означает «Богиня, исполняющая желания».
В 1937 г.в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая новое воплощение Далай-ламы. Последний на тот момент Далай-ламаXIII скончался в 1933 г. Согласно традиции, его тело забальзамировали и посадилина трон. Через какое-то время голова умершего повернулась на северо-восток — туда, где монахам надлежало искать его реинкарнацию.
По буддийскому преданию, после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорожденных. Обычно новые воплощения Далай-ламы рождаются на территории Тибета, Китая или Монголии.
После соответствующих испытаний Лхамо Дхондруп был признан реинкарнацией Его Святейшества Далай-ламы XIII. Возведение на тронДалай-ламыXIV состоялось22 февраля1940 г.в столице Тибета Лхасе. Лхамо Дхондруп получил новое имя — Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тенцзин Гьятсо.
Затем последовали годы учебы. Он обучался по традиционной системе в Поталеи Нор-бу Линге, своих зимней и летней резиденциях. У Далай-ламыXIV были два официальных наставника — Йонгзин Линг Ринпоче и Йонгзин Тричанг Ринпоче. В программу его обучения входили «пять больших наук» — логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия и «пять малых» — поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность.
В возрасте 24 лет Его Святейшество сдал предварительные экзамены на степень доктора богословия в трех крупных монастырских университетах: Дрепунг, Сэра, Ганн-дэн. Завершающие экзамены он сдавалв присутствии20 000 ученых монахов в Джокханге — первом буддийском храме Тибета, основанном в 641 году,и получил звание доктора богословия (Геше Лхарамба).
17 ноября 1950 г., еще в процессе обучения, Далай‑лама, которому исполнилось на тот момент всего 15 лет, по просьбе чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи Тибета принял на себя политические полномочия, возглавив правительство и государство. Причиной этому послужило вступление в Тибет войск Народно-освободительной армии Китая. В 1951 году было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью Китая.
В 1950–1959 гг.Далай-ламаXIV предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. Занимал государственные посты: был членом Всекитайского комитета Народного консультативного совета Китая (1951-1959), депутатом Всекитайского собрания народных представителей (1954-1959), председателем подготовительного комитета по созданию в составе КНР Тибетского автономного района, почетным председателем Китайского общества буддистов (1953-1959).
В середине 1950-х гг. в Тибете началось движение против китайских властей, вылившееся в 1959 годув открытое восстание, которое было подавлено. 17 марта1959 г. Далай-лама эмигрировал в Индию, где поселился в небольшом городке Дхармасала на севере Индии (шт. Химачал-Прадеш).За нимв изгнание последовала элита тибетского буддизма ‑ ученые ламы, главы философских школ и монастырей, большинство из которых поселились в той же области, что и Далай-лама.
В Индии Далай-лама сформировал и возглавил правительство Тибета в изгнании.Он руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре.Были открыты Тибетский институт исполнительских видов искусства и Центральный институт высших тибетских исследований.
В 1960 г. была избрана первая комиссия тибетских народных депутатов, а в 1963 г. обнародован проект Конституции для будущего Тибета.
В 1991 г.11-я Ассамблея тибетских народных депутатов (АТНД) официально утвердила «Хартию тибетцев в эмиграции»и принялана себя всю законодательную власть.
В марте 2011 г. Далай-лама заявил о намерении передать все имевшиеся у него административные полномочия избранному лидеру, оставить политическую деятельность и сосредоточитьсяна духовных делах.
Депутаты парламента в изгнании одобрили решение, и в апреле тибетская диаспора избрала нового калон-трипу — премьера в изгнании, которым стал юрист из Гарварда Лобсанг Сангей.
Согласно измененной 1-й статье Хартии тибетцев, 75-летний Далай-лама объявляется «защитником и символом Тибета», ответственным за поддержку «физического, духовного, этического и культурного благополучия тибетского народа». Помимо духовной деятельности, он наделяется правом консультировать депутатов и министров, назначать своих представителей за рубежом, встречаться с иностранными официальными лицами.
Далай-лама ХIV много путешествует по странам Востока и Запада.Он посетил множество стран, встречался с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами, поддерживает широкие международные контакты с религиозными лидерами разных стран и конфессий.
Несколько раз посещал российских буддистов, был награжден орденом Дружбы народов. В 1994 г., находясь в Москве, выступал в Госдуме.
Китайские власти обвиняют его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР,Далай-лама эти обвинения отвергает.
Его Святейшество является автором многих книг по буддизму, по тибетской философии и медицине.
В 1989 г. Нобелевский комитет удостоил Далай-ламу ХIV премии мира, высоко оценив его усилия по «поиску мирного решения, основанного на терпимостии взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа».
Среди многочисленных премий и наград, присужденных Его Святейшеству за его заслуги в борьбеза мири соблюдение прав человека,— филиппинская премия Магсейсея (известная как «Нобелевская премия Азии»), гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США), премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия), «Премия памяти» (фонд Даниэля Миттерана, Франция), «Награда за лидерствов области миротворческой деятельности» (фонд «Ядерный век», США), награда «За мир и объединение» (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия), Первая премия Фонда Сарториуса (Германия), Золотая медаль конгресса США.