Опубликовал: Валерий Павлов 18 Июнь 2004. Опубликовано в Новости
14 июня в 11.00
Санкт-Петербургский буддийский храм (Приморский проспект, 91)
11 июня в Санкт-Петербург приезжает Роберт Турман, американский тибетолог и писатель, заведующий кафедрой религии Колумбийского Университета, а также первый американец, посвященный в орден тибетских монахов. Журнал «Таймс» назвал Турман одним из 25 самых влиятельных людей Америки.
Роберт Турман — основатель всемирно известного культурного центра «Тибетский Дом» (Tibet House, NYC), а его дочь, голливудская звезда Ума Турман, является членом его попечительского совета.
Духовным наставником «Тибетского Дома» — этой благотворительной некоммерческой организации, деятельность которой направлена на сохранение тибетской культуры, является Его святейшество Далай Лама XIV Тэнзин Гьяцо.
«Тибетский Дом», кроме того, является центром духовной и социальной жизни наиболее прогрессивных представителей американского общества, объединяющим вокруг себя и голливудских звезд и крупных ученых.
Далай-ламаXIV назвал Турмана одним из своих старейших западных друзей. Книга Турмана «Внутренняя революция», посвященная тому, как практиковать буддизм в своей повседневной жизни, стала в Америке национальным бестселлером.
Свой приезд в Россию Турман приурочил к знаменательному событию в жизни российских буддистов: 14 июня в 11.00 в Санкт-Петербурге состоится открытие мемориальной доски с барельефом Агвана Доржиева. Агван Доржиев (1853-1938) — буддийский святой, учитель и сподвижникДалай-ламы XIII. В Россиион известен как создатель и первый настоятель Санкт-Петербургского буддийского храма. Мемориальная доска с барельефом работы архитектора Вячеслава Бухаева и скульптора Даши Намдакова (галерея «Ханхалаев») будет установлена на стене этого храма (Приморский проспект, 91).
Профессор Турман также прочтет лекцию о тибетском буддизме, Агване Доржиеве, XIII и XIVДалай-Ламахв Санкт-Петербургском университете на кафедре монгольской филологии 14 июня в 15:00.
Мы будем рады видеть всех желающих на открытии мемориальной доски, посвященной Агвану Доржиеву, и на публичной лекции Роберта Турмана.
Справками по телефонам:
В Москве: Галерея «Ханхалаев» Эржена (095) 246-83-99,(095) 744-82-52
В Санкт-Петербурге: Игорь Апухтин (812) 8 911 253-20-84
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Агван Доржиев (1853-1938) сыграл важную роль в истории буддийской церкви в России.Он родилсяв Бурятии. Получив блестящее богословское образование в Тибетеи Монголии, стал одним из учителейДалай-ламыXIII и его доверенным лицом. Несколько раз встретившись с императором Николаем II, Агван Доржиев получил высочайшее согласие на строительство буддийского храма в Петербурге. Доржиев был инициатором сближения Тибета и России.Он постоянно разъезжал между этими странами, Монголией и Китаемс дипломатическими поручениями, побывал в Индии,на Цейлоне,в Японии, Германии, Италии, Великобритании. Во французском Музее восточных культур Гиме он провел первое во Франции буддийское богослужение. На нем присутствовал Иннокентий Анненский, впоследствии написавший об этом стихи, которые вошли в «Кипарисовый ларец». А его гидом по Парижу был другой русский поэт — Максимилиан Волошин. Будучи фактически первым министром двора Далай-ламы XIII, Доржиев всюду его сопровождал, служил молебны, заведовал финансами страны. Помимо этого он основал несколько дацанов и школв Калмыкиии Бурятии, открыл издательство в Петербургеи типографиюв Ацагате. Строительство храма в российской столице началось в 1909 годув Старой деревне, за Черной Речкой. Работами руководил строительный комитет, в который входили академики В. В. Радлов и С. Ф. Ольденбург, князь Э. Э. Ухтомский,приват-доцентыВ. Л. Котвич,А. Д. Руднев,Ф. И. Щербатской, тибетский врач П. Бадмаев, путешественники П. Козлов и Д. Клеменц, калмыцкие князья Дугаровы, Тумэны и Тундутовы, архитектор Г. В. Барановский, инженер Н. М. Березовский, художники Н. К. Рерих и В. П. Шнейдер.
Буддийская архитектура Забайкалья была подвержена влиянию монгольской и китайской традиций. Санкт-петербургский храм строился в полном соответствии с тибетским архитектурным каноном. В 1913 году в храме прошла первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Церемония освящения храма состоялась в 1915 году,на ней присутствовали представители правительств Николая II, Далай-ламы XIII, сиамского короля Рамы IV и монгольскогоБогдо-хана.
После революции Агван Доржиев полностью отдает себя политической и религиозно-реформаторской деятельности в Советской России. В 1919 году храм подвергся разграблению красноармейцами: пропали сотни бронзовых и позолоченных бурханов, серебряные жертвенные чаши, вазы, мебель, дверные ручки, шпингалеты, драпировка из китайской парчи, личные вещи лам, разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Агвана Доржиева, посвященный взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, не смотряна царившуюв стране разруху. Как идо революции,он находилсяв постоянном диалоге с властью. Теперь его собеседниками были не НиколайII и министр Извольский, а Ленинс Луначарским.Но речь шла все о том же:о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан. В 1929 году деятельность буддийской церкви Забайкалья была запрещена новым антирелигиозным законом. В 1935 году преследования буддийского духовенства начались и в Ленинграде.В 1937 году в результате арестов и расстрелов буддийская община при храме перестала существовать. В ноябре1937 года 85-летний Агван Доржиев был арестован в Бурятии.Он скончался в 1938 годув тюремной больнице города Улан-Удэ.В этом же году Ленинградский буддийский храм был закрыт, и его здания стали занимать различные учреждения: физкультурная база, радиостанция (именно отсюда шло вещание на осажденный Ленинград, когда была разрушена станция в Колпине), лаборатории Зоологического института. В 1990 году храм был возвращен верующим.
ИНФОРМАЦИЯ ЛЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВЛЕНА ГАЛЕРЕЕЙ «ХАНХАЛАЕВА»