Печать

Тайные письма Далай-ламы XIII

Опубликовал: Валерий Павлов 14 Сентябрь 2004. Опубликовано в Новости

Найдена его личная переписка с Агваном Доржиевым. Правитель Тибета собирался просить убежища в советской России.


В Музее истории Бурятии во время плановых обработок архивных документов нашли уникальные письма — личную переписку Далай-ламы XIII со своим представителем в советской России Агваном Доржиевым

Один из ведущих тибетологов Бурятии Николай Цыремпилов приступил к их расшифровке. В виде статьи они будут впервые опубликованы к конференции, посвященной 150-летию Агвана Доржиева, которая пройдет в ноябре в Санкт-Петербурге. Ученые собираются перевести эти рукописи и на английский язык. В том, что содержание найденных писем произведет сенсацию среди мировой научной общественности, специалисты не сомневаются. Хотя бы потому, что они заставляют по-другому взглянуть на историю не только Тибета, но и России, Китая и даже Великобритании.

Уникальная находка

В прошлом году Музей истории Бурятии был признан победителем музейного форума и 16 сентября будет представлять Россию на международной выставке «Лучшее в сфере наследия» в Хорватии. Но даже в известном своими редкими экспонатами музее эта находка стала сенсацией. Пять писем на уже пожелтевшей бумаге с личной печатью и гербом Тибетского правительства сразу обратили на себя внимание при плановой обработке документов из личного фонда музея. Обнаружила их хранитель фонда редких книг и рукописей Цырен-Ханда Очирова. Она сразу заметила, что все они написаны не обычным шрифтом, а тибетской скорописью «умэ». Так могли писать только высокообразованные религиозные деятели.

— Я умею читать на старомонгольском и тибетском, но этот почти стенографический шрифт мог расшифровать только специалист-тибетолог. Поэтому я обратилась к одному из ведущих тибетологов Бурятии Николаю Цыремпилову. Я даже не подозревала, насколько сенсационными станут сведения, содержащиеся в письмах, — говорит Цырен-Ханда Очирова.
Как известно, император Николай II разрешил представителю Тибета Агвану Доржиеву строительство первого в Европе буддийского храма в Санкт-Петербурге. После революции Ленин, покоренный его умом, позволил открыть в этом храме представительство Тибета. Далай-лама XIII, уже дважды бежавший из своей страны, написал своему представителю, что собирается просить у большевистской России политического убежища. «Надеюсь, что «красные русские» помогут нам!» — звучит надежда в одном из писем.

Первый учитель Далай-ламы — иностранного происхождения

Документальных свидетельств о том, что Агвану Доржиеву было невероятно тяжело бороться за влияние при дворе Далай-ламы XIII, не осталось. Такие сугубо закрытые сведения он мог рассказывать только близким людям. В знаменитой трилогии Батожабая «Похищенное счастье» художественный вымысел автора тесно сплелся с исторической достоверностью. Но даже писатель советского периода не мог сдержать восхищения перед мужеством своего земляка. Он ярко живописал все интриги тибетского двора того времени. Даширабдан Батожабай под критическим описанием религии дал объективную картину одиночества Агвана Доржиева, которого завистники постоянно называли «потомком шаманистов», намекая на то, что он не просто иностранец, но и непотомственный буддист. Впоследствии, уже став известным во всем мире дипломатом и религиозным деятелем, Агван Доржиев построит на родине отца — в Качуге — дуган. Здесь он выступит как миссионер среди соплеменников-шаманистов. Под влиянием его проповедей около 400 шаманистов Верхоленского уезда (ныне Качугский район) приняли буддийскую веру.
Но именно «иностранное происхождение» Агвана Доржиева позволило ему первым установить дипломатические связи между Тибетом и Россией.

— Это был один из самых прогрессивных людей своего времени. Он не мог не выдвинуться в изолированном от внешнего мира Тибете. Агван Доржиев одинаково свободно владел несколькими языками. Тибетской и буддийской философией он, иностранец, овладел настолько глубоко, что легко побеждал в философских диспутах тибетских лам высшего ранга. Позже Луначарский после бесед с Доржиевым признавался, что им приходится собирать весь свой интеллектуальный запас, чтобы быть достойным собеседником этого буддийского монаха, — рассказывает Николай Цыремпилов.

«Враг Великобритании номер один»

В конце XIX века Тибет стал центром столкновения интересов крупнейших стран — Китая, России и Великобритании. Маньчжурский Китай уже не мог защитить тибетцев от вторжения англичан, захвативших Индию и все сопредельные с Тибетом страны. Правительство Тибета вынуждено искать нового союзника в борьбе за сохранение страны. На одном из совещаний у Далай-ламы Агван Доржиев выступил с предложением выйти на Россию. С этого момента он получил признание не только как крупный религиозный деятель, но и как политик и дипломат. После первой неофициальной встречи с русским царем Агван Доржиев посетил ряд европейских стран. Во Франции он даже провел молебен, который позже опишет русский поэт Анненский. Посетил он и Лондон, Неаполь, Вену. Обладая высокой эрудицией, знанием многих языков, Агван Доржиев сумел изменить ранее существовавшее мнение о Тибете как о дикой и варварской стране.

— Агван Доржиев за десятилетия проживания в Тибете прекрасно сохранил родной язык и грамотную русскую речь. По свидетельству современников, по-русски он говорил с легким акцентом. У нас нашлось и его письмо на русском языке, где высказывалось беспокойство за земляков. В годы волостной реформы скотоводам-бурятам стали нарезать земли столько же, сколько земледельцам. Это означало для них голодную смерть и делало бессмысленным любое разведение домашних животных. Агван Доржиев грамотно и аргументированно доказывал это российскому правительству. Какой бы высокой политикой он ни занимался, всегда болел душой за свой народ, — рассказывает Цырен-Ханда Очирова.
Перед второй поездкой Агвана Доржиева в Россию англичане устроили за ним настоящую охоту, как за «врагом номер один» Британской империи. Было объявлено крупное вознаграждение за голову человека, перепутавшего все захватнические планы крупнейшей колониальной державы мира. Посланнику Далай-ламы пришлось порой переодеваться в одежду нищего и добираться до Санкт-Петербурга через Калькутту — Нагасаки — Владивосток. Но российский император только с третьего приезда Агвана Доржиева официально принял тибетскую делегацию и пообещал помощь на словах.
Зная, что за ним охотятся англичане, перед их вторжением в 1904 году в Тибет Доржиев эмигрировал вместе с Далай-ламой в Монголию. Обращения о помощи оттуда к российскому правительству ни к чему не привели. Царь сослался на занятость в войне с Японией.
Когда в 1911 году в Китае свергли маньчжурскую династию Цин, именно Агван Доржиев стал автором первого международного договора между ставшими независимыми Тибетом и Монголией. В 1909 году Агван Доржиев приступил к строительству буддийского храма в Санкт-Петербурге, которому придавал большое не только религиозное, но и политическое значение. Часть денег пожертвовал на строительство и Далай-лама. Ведь это был первый буддийский храм в Европе.

Октябрьский переворот

Октябрьский переворот вызвал поначалу эйфорию у верующих. Особенно у буддистов, которые восприняли декрет Советской власти об отделении церкви от государства и школы как шаг вперед по сравнению с царским ограничительным законодательством. Агван Доржиев становится идеологом «обновленческого» движения буддистов Советского Союза. Это были сторонники реформ, пытавшиеся примирить вероучение с советской действительностью и приблизить его к первоначальному «чистому» учению Будды. Одним из главных центров обновленчества в России в двадцатые годы и был Санкт-Петербургский храм, в котором Советское правительство разрешило открыть резиденцию полномочного представителя Тибета в СССР. В свою очередь Агван Доржиев помог организовать советским ученым три научные экспедиции в Гималаи в начале двадцатых годов. Именно этим периодом датированы найденные в музее письма Далай-ламы XIII к Агвану Доржиеву. Ученые пока осторожно выдвигают версии о том, что правитель Тибета тоже попал под обаяние идей, провозглашенных Советской властью после революции.

Неизвестно, что отвечал Агван Доржиев Далай-ламе, но в письме на имя «всероссийского» старосты Михаила Калинина он писал: «Зная, что в СССР существует полное равноправие для вероисповеданий и что за каждым гражданином признается право свободного отправления культа, к которому он принадлежит, Далай-лама имел уверенность, что и буддисты в пределах СССР будут в состоянии вполне пользоваться провозглашенным Советским правительством правом беспрепятственного совершения религиозных обрядов».

Олег Михайлов.

http://www.infpol.ru

№ 35(622) 01 сентября 2004 г.