Опубликовал: Валерий Павлов 22 Май 2012. Опубликовано в Новости
Исследование 2009 года показало, что тренировка ума на основе осознанности (mindfulness training) помогает снизить тревожность и депрессии среди учителей средней школы и студентов. Ученые проанализировали психо-физиологические механизмы, лежащие в основе практики осознанности, и обнаружили, что осознанность играет роль инструмента регулирования эмоционального состояния. Практика осознанности (mindfulness) — это разновидность ментальной тренировки, набирающая все большую популярность в США. Техники осознанности основываются на опыте самоосознания, и описываютсяв таких терминах как устойчивое внимание и особое отношение к текущему моменту. Осознанность состоит в фокусировке вниманияна том, что мы делаем, думаем, чувствуем или ощущаем в каждый момент. Но фокусируясьна происходящем,мы стремимся избежать реакций, остаться безмятежными. Исследование, проведенное Луисом Карлосом Дельгадо Пастором из Университета Гранады, подтверждает эффективность практики осознанности в борьбес тревожностью. Чувство беспокойство, тревоги, является неотъемлемой частью жизни. Все мы, время от времени, испытываем это чувство. Во многих обстоятельствах оно помогает нам выживать, решать проблемы, лучше адаптироваться к ситуации.Но в некоторых случаях беспокойство приобретает патологические формы, и может перерастать в психическое расстройство. В беспокойство вовлечены как когнитивные (мысли) так и аффективные (эмоции) компоненты. Это состояние может подталкивать к выбору, как адаптивной, так и неадаптивной стратегии поведения. В своей докторской работе «Corelatos psicofisiologicos de Mindfulness y la preocupacion. Eficacia de un entrenamiento en habilidades Mindfulness» («Психофизиологические соответствия осознанности и беспокойства. Эффективность тренировки навыков осознанности».) Луис Карлос Дельгадо Пастор приводит результаты 2-х экспериментов, касающихся практики осознанности. В первом эксперименте приняло участие 40 молодых девушек с высоким уровнем тревожности (отобраны по «Penn State Worry Questionnaire»). Они были разбиты на 2 группы: первая осваивала практику осознанности, вторая (контрольная) — изучала методы релаксации и использовала самовнушение. В ходе психофизиологического обследования у обеих групп фиксировались частота сердцебиения (т. н. «реакция защиты на стресс»), мышечное напряжение, частота дыхания и электропроводимость кожи. После соответствующего обучения обе группы отметили улучшение в субъективной оценке уровня тревожности и депрессии, снизились жалобы на здоровье, повысился эмоциональный самоконтроль. Психофизиологические показатели обеих групп также улучшились. Однако изучение навыков осознанности способствовало в большей степени формированию навыка понимания эмоционального состояния, замедлился паттерн реакции сердечно-сосудистой системы на состояние беспокойства, изменился в более адаптивную сторону дыхательный паттерн. Автор приходит к выводу, что оба метода (практика осознанности и релаксации) взывают позитивные эффекты, но тренировка в навыках осознанности дает некоторые дополнительные преимущества. Одной из целей исследования было показать, что состояние осознанности и состояние тревожности (беспокойства) являются «взаимотормозящими»и результаты работы подтверждают этот тезис. Используя навыки осознанности, можно заметно снижать степень беспокойства, как на уровне эмоций, так и на уровне психофизиологических реакций. Второй эксперимент носил довольно необычный характер. В нем Луис Карлос Дельгадо Пастор попытался совместить обучение осознанности с фокусировкойна общечеловеческих ценностях. Ценности, о которых идет речь, представляют собой психологические конструкты, оказывающие заметное влияние на мотивацию, когнитивную оценку и общий уровень психологического благополучия. В данном исследовании участники пытались исследовать и встраиватьв свою жизнь такие идеи как: — целостность самого себя (интеграция различных частей психики); — поддержание любопытства и исследовательского духа по отношению к себеи своему стилю жизни; — принятие своего нынешнего состояния; — избегание борьбы с эго, ведущейся путем следования жесткой системе искусственных правил; — научиться избегать подавленности избыточной социальной регламентацией, сохранять креативность, слышать интуицию; — понять важность равномерного развития различных ценностей, для достижение плодотворного отношения любой ситуацией. В исследовании приняла участие группа из 25 учителей средних школ (15 преподавателей составили контрольную группу). Необходимо отметить, что работа преподавателя связана с высоким уровнем повседневного стресса и опасностью профессионального выгорания. Обучение длилось 10 недель, по одному 3-х часовому занятию в неделю. Каждая сессия состояла из вступительной медитации (20–30 мин), групповой обратной связи, наставлений по медитации, обсуждения когнитивных установок (см. выше)и механизмаих встраиванияв жизнь, заключительной медитации (30–40 мин.). Для измерения эффекта практики использовались, как субъективные методы (батарея тестов), так и психофизиологические исследования (аналогичные вышеописанному исследованию). После обучения участники группы отметили уменьшение негативных аффектов, снижение уровня тревоги, депрессии, беспокойства; снизился уровень стресса; улучшилось понимание эмоциональной составляющей жизни. Результаты психофизиологического обследования зафиксировали меньшую активность симпатической нервной системы в ответна стрессор (сердце ускоряло ритм в меньшей степени), более равностное отношение к неприятным ситуациям. Также выявлено улучшение качества внимания. Эти данные позволяют утверждать, что овладение медитацией совместно с включением в программу освоение ценностей, ведущих к более гармоничному образу мышления, улучшило психологическое состояние педагогов к концу курса. Дельгадо Пастор считает, что в свете полученных результатов им удалось доказать «эффективность тренировки в навыках осознанности в сфере педагогики, как инструмента эмоциональной саморегуляции, предотвращения стресса среди учащихся и преподавателей,а также облегчения учебного процесса». В соответствии с утверждениями исследователей осознанность может быть полезна для тех, кто страдает от неадаптивного эмоциональных проявлений, таких как хроническая тревожность, беспокойство и депрессия.