Печать

Осознанность снижает беспокойство и тревожность

Опубликовал: Валерий Павлов 22 Май 2012. Опубликовано в Новости

Исследование 2009 года показало, что тренировка ума на основе осознанности (mindfulness training) помогает снизить тревожность и депрессии среди учителей средней школы и студентов. Ученые проанализировали психо-физиологические механизмы, лежащие в основе практики осознанности, и обнаружили, что осознанность играет роль инструмента регулирования эмоционального состояния.
   Практика осознанности (mindfulness) — это разновидность ментальной тренировки, набирающая все большую популярность в США. Техники осознанности основываются на опыте самоосознания, и описываются в таких терминах как устойчивое внимание и особое отношение к текущему моменту. Осознанность состоит в фокусировке внимания на том, что мы делаем, думаем, чувствуем или ощущаем в каждый момент. Но фокусируясь на происходящем, мы стремимся избежать реакций, остаться безмятежными.
   Исследование, проведенное Луисом Карлосом Дельгадо Пастором из Университета Гранады, подтверждает эффективность практики осознанности в борьбе с тревожностью.
   Чувство беспокойство, тревоги, является неотъемлемой частью жизни. Все мы, время от времени, испытываем это чувство. Во многих обстоятельствах оно помогает нам выживать, решать проблемы, лучше адаптироваться к ситуации. Но в некоторых случаях беспокойство приобретает патологические формы, и может перерастать в психическое расстройство. В беспокойство вовлечены как когнитивные (мысли) так и аффективные (эмоции) компоненты. Это состояние может подталкивать к выбору, как адаптивной, так и неадаптивной стратегии поведения.  
   В своей докторской работе «Corelatos psicofisiologicos de Mindfulness y la preocupacion. Eficacia de un entrenamiento en habilidades Mindfulness» («Психофизиологические соответствия осознанности и беспокойства. Эффективность тренировки навыков осознанности».) Луис Карлос Дельгадо Пастор приводит результаты 2-х экспериментов, касающихся практики осознанности.
   В первом эксперименте приняло участие 40 молодых девушек с  высоким уровнем тревожности (отобраны по «Penn State Worry Questionnaire»). Они были разбиты на 2 группы: первая осваивала практику осознанности, вторая (контрольная) — изучала методы релаксации и использовала самовнушение. В ходе психофизиологического обследования у обеих групп фиксировались частота сердцебиения (т. н. «реакция защиты на стресс»), мышечное напряжение, частота дыхания и электропроводимость кожи. После соответствующего обучения обе группы отметили улучшение в субъективной оценке уровня тревожности и депрессии, снизились жалобы на здоровье, повысился эмоциональный самоконтроль. Психофизиологические показатели обеих групп также улучшились. Однако изучение навыков осознанности способствовало в большей степени формированию навыка понимания эмоционального состояния, замедлился паттерн реакции сердечно-сосудистой системы на состояние беспокойства, изменился в более адаптивную сторону дыхательный паттерн. Автор приходит к выводу, что оба метода (практика осознанности и релаксации) взывают позитивные эффекты, но тренировка в навыках осознанности дает некоторые дополнительные преимущества.
   Одной из целей исследования было показать, что состояние осознанности и состояние тревожности (беспокойства) являются «взаимотормозящими» и результаты работы подтверждают этот тезис. Используя навыки осознанности, можно заметно снижать степень беспокойства, как на уровне эмоций, так и на уровне психофизиологических реакций.
   Второй эксперимент носил довольно необычный характер. В нем Луис Карлос Дельгадо Пастор попытался совместить обучение осознанности с фокусировкой на общечеловеческих ценностях. Ценности, о которых идет речь, представляют собой психологические конструкты, оказывающие заметное влияние на мотивацию, когнитивную оценку и общий уровень психологического благополучия. В данном исследовании участники пытались исследовать и встраивать в свою жизнь такие идеи как:
    — целостность самого себя (интеграция различных частей психики);
    — поддержание любопытства и исследовательского духа по отношению  к себе и своему стилю жизни;
    — принятие своего нынешнего состояния;
    — избегание борьбы с эго, ведущейся путем следования жесткой системе искусственных правил;
    — научиться избегать подавленности избыточной социальной регламентацией, сохранять креативность, слышать интуицию;
    — понять важность равномерного развития различных ценностей, для достижение плодотворного отношения  любой ситуацией.
   В исследовании приняла участие группа из 25 учителей средних школ (15 преподавателей составили контрольную группу). Необходимо отметить, что работа преподавателя связана с высоким уровнем повседневного стресса и опасностью профессионального выгорания. Обучение длилось 10 недель, по одному 3-х часовому занятию в неделю. Каждая сессия состояла из вступительной медитации (20–30 мин), групповой обратной связи, наставлений по медитации, обсуждения когнитивных установок (см. выше) и механизма их встраивания в жизнь, заключительной медитации (30–40 мин.).
   Для измерения эффекта практики использовались, как субъективные методы (батарея тестов), так и психофизиологические исследования (аналогичные вышеописанному исследованию). После обучения участники группы отметили уменьшение негативных аффектов, снижение уровня тревоги, депрессии, беспокойства; снизился уровень стресса; улучшилось понимание эмоциональной составляющей жизни. Результаты психофизиологического обследования зафиксировали меньшую активность симпатической нервной системы в ответ на стрессор (сердце ускоряло ритм в меньшей степени), более равностное отношение к неприятным ситуациям. Также выявлено улучшение качества внимания.
   Эти данные позволяют утверждать, что овладение медитацией совместно с  включением в программу освоение ценностей, ведущих к более гармоничному образу мышления, улучшило психологическое состояние педагогов к концу курса.   
   Дельгадо Пастор считает, что в свете полученных результатов им удалось доказать «эффективность тренировки в навыках осознанности в сфере педагогики, как инструмента эмоциональной саморегуляции, предотвращения стресса среди учащихся и преподавателей, а также облегчения учебного процесса».
   В соответствии с утверждениями исследователей осознанность может быть полезна для тех, кто страдает от неадаптивного эмоциональных проявлений, таких как хроническая тревожность, беспокойство и депрессия.

   Источники:
    1)"Corelatos psicofisiologicos de Mindfulness y la preocupacion. Eficacia de un entrenamiento en habilidades Mindfulness"
    2) «Mindfulness Reduces Anxiety»


Источник: http://realmindfulness.ru