Опубликовал: Валерий Павлов 05 Октябрь 2004. Опубликовано в Новости
Концерты и буддийские церемонии
в театре Анатолия Васильева «Школа драматического искусства»
Ритуал лазурного Будды Медицины в исполнении тибетских лам из монастыря Гьюдмед (Карнатака, Индия) 16 октября, суббота, 20.00 Обертонное пение тибетских монахов без преувеличения можно назвать визитной карточкой Тибета. В любом фильме о легендарной Крыше Мира, вы услышитеих низкие голоса поразительной глубины и силы, приносящие с собой энергетику совершенно иного незнакомого, но притягательного мира. Мало кому известно, однако, что из нескольких тысяч монастырей Тибета в этом стиле поют только два. Один из них Гьюдмед, монастырь с пятисотлетней традицией, возникший вскоре после того, как его основателю, тибетскому ламе Шерабу Сенге, в пророческом сне был явлен удивительный голос. Этот голос называют голосом Ямантаки, победителя бога смерти.
В этом ритуале, исполняемом обертонным пением, ламы Гьюдмеда подносят Будде Медицины звуки цимбал, колокольчиков и длинных труб и просят его избавить от страданий, сопряженных с недугами разного рода. Ритуал Будды Медицины, основанный на священных текстах и мантрах, призван устранить все препятствия, которые встают на путик исцелению,не позволяя врачу эффективно лечить пациента и тормозя благотворное действие лекарств.
«Андеграунд Данте»
Постановка Театра Тибетской Мистерии «ЛУНГ-ТА» (Москва, Россия) 17 октября, воскресенье, 20.00 Фундамент театра «Лунг-Та» — древнейшие традиции Тибета, его стены — культура Страны снегов, внутреннее пространство театра — философия тибетского буддизма. Экспедиции, съемки документальных фильмов, изучение ритуалов и основ обертонного пения тибетских монахов, театральные постановки и исследования мистерии Чам, – все эти разнообразные направления театра имеют одну цель: помочь людям осознать, какую величайшую ответственность мы несем перед тибетской культурой, находящейся на грани исчезновения. Вот уже около полувека Тибет взывает о помощик современной, европейской цивилизации. Но мы слепы, глухи, спрятаны в своей бетонной скорлупе эгоизма… Об этом новая постановка театра «Андеграунд Данте», призванная донести до людей этот зов о помощи, зов древнего и мудрого Тибета, возможно, последней опоры человечества.
Древние песнопения тибетских кочевников в исполнении Джамьянга и Янгчен (Дхарамсала, Индия) 23 октября, суббота, 20.00 Джамьянг и Янчен родились в бескрайней тибетской провинции Амдо, там, где обрел свое четырнадцатое воплощение Его Святейшество Далай-лама.Они пелис раннего детства, унаследовав певческий дар от своих родителей. Их судьбаво многом повторяет судьбы тысяч других тибетских беженцев, ушедших в Индию через гималайские хребты, чтобы быть ближе к Далай-ламе… Джамьянг и Янчен были в числе основателей знаменитой музыкальной группы «Ако Пема», которая с момента своего создания ставила задачу сохранения песенной традиции провинции Амдо. В 2000 году им выпала честь представить свое искусство Далай-ламе, после чего им была назначена аудиенция. Для артистов личная встреча с Его Святейшеством – источник величайшего вдохновения, колоссальный стимул делать все возможное, чтобы сохранить стремительно исчезающую традицию древних песнопений тибетских кочевников.
Ритуал устранения препятствий с призыванием Махакалы и Каларупы в исполнении тибетских лам из монастыря Гьюдмед (Карнатака, Индия) 24 октября, воскресенье, 20.00 Ритуалы божеств-защитников в исполнении тантрических лам Гьюдмеда пользуются особым уважением в тибетском сообществе. Это объясняется тем, что священные тексты, которым они следуют, были составлены просветленными учителями и, следовательно, по сей день несут печать их благословенияи силы. Кроме того, все тантрические учения, в настоящее время преподаваемые в Гьюдмеде,на протяжении многих веков передавались от учителяк ученику по непрерывной линии преемственности, у истоков которой стояли Лама Цонкапа и Будда Шакьямуни. И, наконец, многочисленные обеты полностью посвященного монаха, которые в Гьюдмеде сохраняются в их абсолютной чистоте, придают ритуалам особую силу. Вы услышите уникальное обертонное пение Гьюдмеда, которое в монастырских текстах сравнивается с «рокотом лавины, сходящей с заснеженных гор» или «стремительной горной рекой, перекатывающей камни». В последние годы оно с огромным успехом звучало со сцен лучших театров мира, в числе которых Латышская национальная опера.
Песни и танцы тибетских поселений в исполнении труппы «Гангджонг Догар» (Калимпонг, Индия) 28 октября, четверг, 20.00 «Гангджонг Догар», великолепная труппа исполнителей тибетских песен и танцев, была основана в Калимпонге,в северных поселениях тибетских беженцев Индии. В репертуаре «Гангджонг Догар» практически весь спектр духовной и светской музыки Тибета, здесь и сакральные танцы божеств-животных,и протяжные народные песни, и опера «Лхамо»… Музыканты и танцоры «Гангджонг Догар» уже объездили весь мир, побывали с концертамив Великобританиии Ирландии, Голландии и Франции.И везде зрителей восхищают красивые песни и нездешние мелодии Страны снегов. «Гангджонг Догар» регулярно выступает в тибетских поселениях Индии и ежегодно принимает участие в оперном фестивале «Шотон» в Дхарамсале, который посещает Его Святейшество Далай-лама. Визитная карточка труппы – изумительные танцы горных яков и снежных львов. Костюмы этих почитаемых в Тибете животных сшиты директором труппы, и по выразительности и детализации им нет равных в тибетском сообществе. Такое впечатление, будто эти грациозные черные яки и мохнатые белоснежные львы спустились с гималайских хребтов, чтобы рассказать людям о далеком Тибете.
Группа «Phurpa» (Москва, Россия) 29 октября, пятница, 20.00
Легендарная группа Алексея Тегина “Phurpa” появилась в Москвев начале 90-х. За годы существования менялся как состав музыкантов, так и сама музыка, однако внутреннее содержание осталось неизменным – следовать пути Бон, древней добуддийской традиции Тибета. В настоящий момент “Phurpa” реконструирует архаичное пение священнослужителей-бонпо, для которого характерны инфратональная насыщенность вкупе с использованием более низкого регистра, нежели чем в буддийских литургиях.
Театр Анатолия Васильева «Школа драматического искусства» Адрес: ул. Пречистенка,дом 19 (м. Кропоткинская, м. Парк культуры) вторник — воскресенье 12.00–20.00 (касса до 19.00), воскресенье 12.00–19.00 Справки: тел/факс. 201–4771 тел. 201-4150
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ГАЛА-КОНЦЕРТ В МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ДОМЕ МУЗЫКИ 31 октября, 19.00
ДАГЕГ ПУГДЖОМ Классическое обертонное пение тибетских лам из монастыря Гьюдмед
Горные яки и снежные львы труппы «Гангджонг Догар»
Древние песнопения тибетских кочевников Джамьянга и Янгчен
Песни в поддержку Тибета театра тибетской мистерии «ЛУНГ-ТА»
Специальный гость гала-концерта! Лотен Намлинг – Белый журавль Тибета
Лотен, что в переводес тибетского значит “Белый журавль”,— псевдоним артиста. Его настоящее имя – Намлинг Лобсанг Тензин. Сын тибетских беженцев, он родилсяв Дхарамсале в 1963 году.В пятнадцать родители подарили ему даньен, шестиструнную тибетскую лютню, что и определило его дальнейшую судьбу … С 1989 года Лотен живет в Швейцарии. Здесь был записан альбом “Песни Тибета”, на котором собраны замечательные песни трех народных традиций – из Амдо,У-Цангаи Кхама. Интерес к современной западной музыке побудил его создать проект “Тибет-блюз”, над которым Лотен работает и сейчас. “В своих песнях я воспеваю прошлое и молюсьза свободуТибета”,— говорит Лотен. И тысячи слушателей во всем мире поддерживают его в этом…
Дагег Пунгджом: победи врага в себе Гьюдмед на гала-концерте фестиваля Кульминация выступления Гьюдмеда на гала-концертефестиваля — композиция «Дагег Пунгджом», которая неизменно вызывает восторг и изумление слушателей самых разных стран мира, где ламы Гьюдмеда побывали за долгие годы странствий. В чем же секрет ее успеха как у людей, активно практикующих буддизм, так и у тех, кто впервые соприкасается с тибетской монашеской традицией? Слушая «Дагег Пунгджом», мы узнаемо тибетских монахах гораздо больше того, что нам удалось почерпнуть из фильмови книг.Мы понимаем, почему из всего многообразия профессий и человеческих занятий, именно путь монашества считается в Тибете самым достойным и благородным.Путь тибетского монаха – это путь воина, обратившего взор в самые глубины своего «я», в мрачные бездны, где прячутся наши подлинные враги: невежество, гнев и привязанность. Уничтожить их означает выйти победителем из великой битвы, стать Победоносным Буддой, обрести Просветление — состояние, где больше нет препятствий, страданий и боли, где есть свобода, всеведение и стремление помогать другим существам.