Опубликовал: Валерий Павлов 05 Октябрь 2004. Опубликовано в Новости
82-летний японский ученый намерен отыскать в Узбекистане еще как минимум четыре буддийских святилища
Фергана.Ру, Олег Байрамов (Ташкент), 04.10.2004
В Ташкенте состоялся шестнадцатый форум узбекско-японского центра развития человеческих ресурсов по теме «История открытия буддийских памятников античного периода на территории Узбекистана». Как известно,в настоящее время на территории республики Узбекистан обнаружено шесть крупных буддийских памятников античного периода. Под словом «памятник» подразумеваются не отдельные скульптуры, а остатки древних храмов или монастырей. Во времяих раскопок были найдены статуи будд и бодхисатв, покрытые росписями плиты, а также множество отдельных скульптурных фрагментов.
Принимавший непосредственное участие в раскопках начальник искусствоведческой экспедиции Института искусствоведения, доктор исторических наук Баходир Тургунов рассказал о том, как произошло открытие этих памятников.
Первый буддийский объект на территории Узбекистана, да и вообщев Центральной Азии, был обнаружен совершенно случайно в 1932 году,в восемнадцати километрах от Термеза. Проплывавшие в лодке по Амударье пограничники и бакенщики заметили, что под водой лежит какая-то белая плита. Они втащили ее в лодкуи привезлив Термез.Так состоялось открытие памятника Айртам, который ныне датируется I–II векаминашей эры.
Во время последующего обследования местности выяснилось, что плита свалилась в рекус обрыва высотой примерно 25 метров.На вершине обрыва были обнаружены плиты, выполненные из известняка изображения человеческих лиц, а рядом нашли монастырское помещение. Раскопки проводил молодой, но уже известный ученый Михаил Массон.
Найденные «трофеи» на пятнадцати арбах доставили в Термез. Позже на этом месте снова велись раскопки, во время которых, по словам Б. Тургунова, ему посчастливилось найти плиту, постамент которой был расписан греческими надписями. К сожалению,в настоящее время от этого памятника старины ничего не осталось: именно в этом месте было решено строить мост через Амударью на афганский берег, в Хайратон.
Благодаря случаю был найден и второй буддийский памятник. Это произошло ранней весной 1967 годана городище Дальверзинтепа, в окрестностях Термеза. На хлопковом поле местный бульдозерист обнаружил куски гипсовой скульптуры. О своей находке он сообщилв термезский музей. Прибывшие на указанное место Б. Тургунови известный ученый Галина Пугаченкова были просто ошарашены: по большой площади были разбросаны, рассыпаны обломки древних изваяний. Именно здесь была найдена голова от статуи кушанского принца, датируемая вторым веком нашей эры.
В последние годы об археологических находках на Дальверзинтепа стало известно во всем мире. Это неудивительно:на этом месте находился город, который в течение ста лет являлся столицей Кушанского царства.
Третий буддийский памятник, Фаязтепа, был открыт в 1968 годуза городской стеной Старого Термеза. Местный пастух нашел фрагмент древней скульптуры в виде маленькой человеческой головы и передалее директору музея по фамилии Фаязов. Возраст этого памятника, построенного из пахсыи сырого кирпича, определяется I–IV веками.
Четвертый буддийский памятник, ныне известный под названием Каратепа, был обнаружен на территории так называемого Старого Термеза еще в 1926 году, однако в то время на немне стали проводить раскопки. Впоследствии он обследовался в 1937–38 и в 1961–94 годах учеными из Москвыи Ленинграда, а с 1998 года ежегодно изучается совместной японско-узбекской экспедицией во главес профессоромКюдзо Като.
Этот памятник уникален, поскольку является единственным пещерным буддийским храмом в Центральной Азии. К настоящему времени раскопан целый комплекс наземных и подземных сооружений, вырытых в твердом грунте. Обнаружены надписи на индийском языке, много найдено скульптур, посуды. Но самая интересная находка — это скульптура сидящего Будды. Сейчас она экспонируется в музее истории народов Узбекистана.
К сожалению, сохранность этого памятника оставляет желать лучшего. И разрушается он не одними осадками и землетрясениями.На древних стенах можно увидеть автографы регулярно появляющихся здесь пограничников, вроде «ДМБ 1993-95». По соседству располагается полигон, откуда в сторону Каратепа нередко стреляют. В это время археологам приходится отсиживаться в пещерах.Что касается реакции властей, то, похоже, что до всего этого им нет никакого дела.
Пятый буддийский памятник — отдельно стоящая огромной ступа из необожженного кирпича высотой 14,5 метра находится за городской стеной Старого Термеза. Сотрудники Узбекистанской искусствоведческой экспедиции проводили здесь раскопки в семидесятые годы. Вокруг этой ступы некогда тоже были буддийские строения, но до нас они уже не дошли: кругом все распахано под посевы хлопчатника.
И, наконец, шестой буддийский памятник, как рассказал Б. Тургунов, ему удалось раскопать в 1983 годув центре столичного города Кушан на развалинах городища Дальварзинтепа. Некогда в центре этого города располагался храм, в которомв древности находилось множество скульптур будд и бодхисатв, сделанных из глиныи сверху покрытых слоем гипса. Большое количество фрагментов этих скульптур и было обнаружено во время раскопок.
Все шесть обнаруженных памятников относятся к античному периоду, то есть I–IV векам нашей эры, когда буддизм был широко распространен в Кушанском царстве, одним из центров которого являлся Термез. Здесь была большая колония буддистов, жили монахи, ученые.
Известный китайский буддийский монах и путешественникСюань-Цзанв течение шестнадцати лет путешествовал по территории Средней Азии, Афганистана и Индиии оставил большую книгу воспоминаний, в которой описал свое посещение Термеза в 630 году нашей эры. Он осмотрел здесь около десяти буддийских храмов и монастырей.Если его сведения верны, то узбекские археологи должны надеяться на открытие еще четырех или пяти буддийских памятников на территории Сурхандарьи.
Буддийские памятники Центральной Азии находятся не тольков Узбекистане, но и в соседних Киргизии и Таджикистане. Например, в Киргизии была обнаружена 10-метровая скульптура Будды, а в Таджикистане — 12-метровая статуя лежащего Будды, то есть пребывающего в Нирване.
О том, кто разрушил процветавшие некогда города и храмы, можно лишь предполагать, поскольку письменных сведений на этот счет не имеется. Известно, что Кушанское царство пало под напором воинственных кочевников-эфталитов. Однако разрушение буддийских храмов и монастырей, скорее всего, дело рук арабских завоевателей, которые объявились чуть позже, насаждая ислам и искореняя все, что считали идеологически чуждым.
В настоящее время раскопки продолжаются только на холме Каратепа. Это происходит благодаря спонсорской поддержке японских ученых, выделяющих необходимые средства с 1989 года.В этом году пятнадцатилетняя программа завершается, и чем узбекские археологи будут заниматься дальше, пока неизвестно.
Японцы же проявляют к буддийским древностям Центральной Азии огромный интерес. Археологическими работами, которые с 1998 года ведутся совместно с японскими учеными, руководит профессор Кюдзо Като. В Узбекистане 82-летний профессор университета Сока находится уже почти пятнадцать лет, посвящая все свое время раскопкам и изучению буддийских древностей. Он отлично говорит по-русски,и свои намерения объясняет так: «Если прав Сюань-Цзань, который видел 10 храмов, то должны быть и еще.Надо только искать их. И я будудо конца жизни их искать вместе с узбекскими учеными».