Печать

Буддийские святилища в Узбекистане

Опубликовал: Валерий Павлов 05 Октябрь 2004. Опубликовано в Новости

82-летний японский ученый намерен отыскать в Узбекистане еще как минимум четыре буддийских святилища


Фергана.Ру, Олег Байрамов (Ташкент), 04.10.2004

В Ташкенте состоялся шестнадцатый форум узбекско-японского центра развития человеческих ресурсов по теме «История открытия буддийских памятников античного периода на территории Узбекистана». Как известно, в настоящее время на территории республики Узбекистан обнаружено шесть крупных буддийских памятников античного периода. Под словом «памятник» подразумеваются не отдельные скульптуры, а остатки древних храмов или монастырей. Во время их раскопок были найдены статуи будд и бодхисатв, покрытые росписями плиты, а также множество отдельных скульптурных фрагментов.

Принимавший непосредственное участие в раскопках начальник искусствоведческой экспедиции Института искусствоведения, доктор исторических наук Баходир Тургунов рассказал о том, как произошло открытие этих памятников.

Первый буддийский объект на территории Узбекистана, да и вообще в Центральной Азии, был обнаружен совершенно случайно в 1932 году, в восемнадцати километрах от Термеза. Проплывавшие в лодке по Амударье пограничники и бакенщики заметили, что под водой лежит какая-то белая плита. Они втащили ее в лодку и привезли в Термез. Так состоялось открытие памятника Айртам, который ныне датируется I–II веками нашей эры.

Во время последующего обследования местности выяснилось, что плита свалилась в реку с обрыва высотой примерно 25 метров. На вершине обрыва были обнаружены плиты, выполненные из известняка изображения человеческих лиц, а рядом нашли монастырское помещение. Раскопки проводил молодой, но уже известный ученый Михаил Массон.

Найденные «трофеи» на пятнадцати арбах доставили в Термез. Позже на этом месте снова велись раскопки, во время которых, по словам Б. Тургунова, ему посчастливилось найти плиту, постамент которой был расписан греческими надписями. К сожалению, в настоящее время от этого памятника старины ничего не осталось: именно в этом месте было решено строить мост через Амударью на афганский берег, в Хайратон.

Благодаря случаю был найден и второй буддийский памятник. Это произошло ранней весной 1967 года на городище Дальверзинтепа, в окрестностях Термеза. На хлопковом поле местный бульдозерист обнаружил куски гипсовой скульптуры. О своей находке он сообщил в термезский музей. Прибывшие на указанное место Б. Тургунов и известный ученый Галина Пугаченкова были просто ошарашены: по большой площади были разбросаны, рассыпаны обломки древних изваяний. Именно здесь была найдена голова от статуи кушанского принца, датируемая вторым веком нашей эры.

В последние годы об археологических находках на Дальверзинтепа стало известно во всем мире. Это неудивительно: на этом месте находился город, который в течение ста лет являлся столицей Кушанского царства.

Третий буддийский памятник, Фаязтепа, был открыт в 1968 году за городской стеной Старого Термеза. Местный пастух нашел фрагмент древней скульптуры в виде маленькой человеческой головы и передал ее директору музея по фамилии Фаязов. Возраст этого памятника, построенного из пахсы и сырого кирпича, определяется I–IV веками.

Четвертый буддийский памятник, ныне известный под названием Каратепа, был обнаружен на территории так называемого Старого Термеза еще в 1926 году, однако в то время на нем не стали проводить раскопки. Впоследствии он обследовался в 1937–38 и в 1961–94 годах учеными из Москвы и Ленинграда, а с 1998 года ежегодно изучается совместной японско-узбекской экспедицией во главе с профессором Кюдзо Като.

Этот памятник уникален, поскольку является единственным пещерным буддийским храмом в Центральной Азии. К настоящему времени раскопан целый комплекс наземных и подземных сооружений, вырытых в твердом грунте. Обнаружены надписи на индийском языке, много найдено скульптур, посуды. Но самая интересная находка — это скульптура сидящего Будды. Сейчас она экспонируется в музее истории народов Узбекистана.

К сожалению, сохранность этого памятника оставляет желать лучшего. И разрушается он не одними осадками и землетрясениями. На древних стенах можно увидеть автографы регулярно появляющихся здесь пограничников, вроде «ДМБ 1993-95». По соседству располагается полигон, откуда в сторону Каратепа нередко стреляют. В это время археологам приходится отсиживаться в пещерах. Что касается реакции властей, то, похоже, что до всего этого им нет никакого дела.

Пятый буддийский памятник — отдельно стоящая огромной ступа из необожженного кирпича высотой 14,5 метра находится за городской стеной Старого Термеза. Сотрудники Узбекистанской искусствоведческой экспедиции проводили здесь раскопки в семидесятые годы. Вокруг этой ступы некогда тоже были буддийские строения, но до нас они уже не дошли: кругом все распахано под посевы хлопчатника.

И, наконец, шестой буддийский памятник, как рассказал Б. Тургунов, ему удалось раскопать в 1983 году в центре столичного города Кушан на развалинах городища Дальварзинтепа. Некогда в центре этого города располагался храм, в котором в древности находилось множество скульптур будд и бодхисатв, сделанных из глины и сверху покрытых слоем гипса. Большое количество фрагментов этих скульптур и было обнаружено во время раскопок.

Все шесть обнаруженных памятников относятся к античному периоду, то есть I–IV векам нашей эры, когда буддизм был широко распространен в Кушанском царстве, одним из центров которого являлся Термез. Здесь была большая колония буддистов, жили монахи, ученые.

Известный китайский буддийский монах и путешественник Сюань-Цзан в течение шестнадцати лет путешествовал по территории Средней Азии, Афганистана и Индии и оставил большую книгу воспоминаний, в которой описал свое посещение Термеза в 630 году нашей эры. Он осмотрел здесь около десяти буддийских храмов и монастырей. Если его сведения верны, то узбекские археологи должны надеяться на открытие еще четырех или пяти буддийских памятников на территории Сурхандарьи.

Буддийские памятники Центральной Азии находятся не только в Узбекистане, но и в соседних Киргизии и Таджикистане. Например, в Киргизии была обнаружена 10-метровая скульптура Будды, а в Таджикистане — 12-метровая статуя лежащего Будды, то есть пребывающего в Нирване.

О том, кто разрушил процветавшие некогда города и храмы, можно лишь предполагать, поскольку письменных сведений на этот счет не имеется. Известно, что Кушанское царство пало под напором воинственных кочевников-эфталитов. Однако разрушение буддийских храмов и монастырей, скорее всего, дело рук арабских завоевателей, которые объявились чуть позже, насаждая ислам и искореняя все, что считали идеологически чуждым.

В настоящее время раскопки продолжаются только на холме Каратепа. Это происходит благодаря спонсорской поддержке японских ученых, выделяющих необходимые средства с 1989 года. В этом году пятнадцатилетняя программа завершается, и чем узбекские археологи будут заниматься дальше, пока неизвестно.

Японцы же проявляют к буддийским древностям Центральной Азии огромный интерес. Археологическими работами, которые с 1998 года ведутся совместно с японскими учеными, руководит профессор Кюдзо Като. В Узбекистане 82-летний профессор университета Сока находится уже почти пятнадцать лет, посвящая все свое время раскопкам и изучению буддийских древностей. Он отлично говорит по-русски, и свои намерения объясняет так: «Если прав Сюань-Цзань, который видел 10 храмов, то должны быть и еще. Надо только искать их. И я буду до конца жизни их искать вместе с узбекскими учеными».

http://news.ferghana.ru