Печать

Семьдесят пять лет спустя в разоренном «Устуу-Хурээ» появились юрты и люди

Опубликовал: Валерий Павлов 22 Июнь 2005. Опубликовано в Новости

На территории восстанавливаемого храмового комплекса «Устуу-Хурээ» вчера начались строительные работы. Об этом корреспонденту «Тува-Онлайн» сообщили в Оргкмитете одноименного фестиваля. Инициативная группа местных жителей с добровольцыами из сумонов Дзун-Хечикского района приступили к намеченному фронту работ. Выделенный чаданским предпринимателем спонсором Байбеком Монгушом лесовоз и группа лесорубов спустила с тайги 40 стволов лиственницы для установления опорных столбов линии электропередачи ведущей к «Устуу-Хурээ». Сегодня в Чадан выехала группа сотрудников министерства промышленности республики и энергетиков, чтобы проследить за прокладкой кабеля, выделенного по распоряжению главы правительства.


Для рабочих устанволены две юрты, выделенные частными лицами, вносящими свой вклад в начало восстановительных работ. За первый этап работ взялись искринцы, жители бывшего совхоза «Искра», находящегося в 5 км. от «Устуу-Хурээ».

По свидетельствам очевидцов, собранным доктором исторических наук Монгушом Кенин-Лопсаном, на этой территории, кроме храма располагался весь комплекс административных учреждений Тувы: юрта для содержания заключенных, правонарушителей, гостевая посольская юрта, юрта «Дом печати», где хранились государственные печати и вся документация, юрта-почта, ставка самого правителя Тувы Буяна-Бадыргы, буддийский субурган поставленный его отцу Хайдыпу угир-даа, юрта вдовы Хайдыпа. В годы репрессий местность в буквальном смысле выжигали огнем, но до сих пор ландшафт сохраняет следы искусственного выравнивания, по которым можно восстановить расположение тех или иных объектов. О трагической судьбе последнего обитателя этих мест, не успевшего дожить даже до своего сорокалетия Монгуш Кенин-Лопсан в предисловии к своему роману –эссе «Буян-Бадыргы» писал следующее: «Буян-Бадыргы, приемный сын правителя Тувы – князя Даа кожууна Хайдыпа получил прекрасное образование, свободно владел монгольским, санскритом, китайским и русским языками. Поистине дальновидный политик, он, после трагической гибели отца был провозглашен правителем Даа кожууна. В 1913 году Буян-Бадыргы написал обращение к Николаю II, что было великим актом в истории тувинского народа: с 1914 года тувинцы живут в составе России, сохранив истоки духовной культуры, родной язык и целостность древней родины. Буян –Бадыргы, бывший когда-то князем, стал Председателем Правительства Танну-Тыва республики, генеральным секретарем ЦК тувинской народно-революционной партии, одним из создателей Тувинского ревсомола. Этот выдающийся человек был расстрелян 22 марта 1932 года».