Печать

Тибетские монастыри в изгнании празднуют Новый год

Опубликовал: Валерий Павлов 06 Март 2006. Опубликовано в Новости

В тибетских монастырях на юге Индии продолжается празднование тибетского Нового года, который в этом году, в соответствии с вычислениями астрологов Института тибетской медицины и астрологии (Мен-цзи-кханг), наступил 28 февраля. Расчеты Мен-цзи-кханга, на которые традиционно ориентируются тибетские монастыри в Тибете и изгнании, нередко разнятся с теми, которые предлагают их монгольские и бурятские коллеги. Год нынешний стал красноречивым примером существования разногласий в области составления календарей – Новый год в Монголии и Бурятии отметили на месяц раньше, чем он наступил в Тибете.


В России календарные расчеты Мен-цзи-кханга неизменно берутся за основу в Калмыкии. Отвечая на вопрос журналистов о том, чем обусловлен подобный выбор, глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче ответил, что в республике предпочитают придерживаться того календаря, которому следует их духовный лидер Его Святейшество Далай-лама. Данная позиция представляется весьма обоснованной, учитывая тот факт, что духовные науки (в том числе астрология), в значительной степени утраченные в Монголии и буддийских республиках России в годы Советской власти, были сохранены в ушедшем в изгнание Тибете.

В тибетском сообществе Новый год является одним из главных праздников, который тибетцы, как правило, отмечают целый месяц. К важным предновогодним событиям относятся ритуальные танцы тибетских лам (церемония Чам), которые проводятся в ознаменование завершения старого года и для устранения препятствий в новом. Наиболее известным на юге Индии является Чам сравнительно небольшого монастыря Дзонкар Чоде в поселении Рабгье-линг. К традиционным персонажам церемонии (защитным божествам, скелетам, снежным львам) здесь добавляется невероятных размеров як, чью громадную шкуру переносят одиннадцать монахов! Как и другие маски монастыря Дзонкар Чоде, маска яка считается священной реликвией. Рассказывают, что накануне трагических событий 1959 года, когда китайцы ввели войска в Тибет, глаз белой маски яка выпал из глазницы. Подобные знаки грядущей катастрофы отмечались тогда во многих монастырях Тибета.

Монастырь Дзонкар Чоде стоял неподалеку от тибетско-непальской границы, поэтому монахам удалось принести в изгнание многие из своих драгоценных масок. В Таши Лумпо (резиденции Панчен-лам), расположенной по соседству, все маски и костюмы для церемонии Чам пришлось изготавливать заново. До 1959 года монастырь Таши Лумпо в Шигадзе славился исключительно сложным Чамом, который продолжался целую неделю.

В первые три дня новогодних празднований монастырская администрация готовит особые угощения для всей монашеской общины. Новогодние наборы, которые обычно включают пачку масла для приготовления тибетского чая, яблоко, мандарин, сок и «капсе» (новогоднюю сладость из теста), раздаются монахам на утренней службе. В монастыре Гьюдмед в первый день нового года читают коренную тантру Гухьясамаджи, которая является главным текстом монастыря. По завершении церемонии в монастыре собираются жители окрестных деревень в красивых и, как правило, новых одеждах. Они направляются в молитвенный зал, где совершают небольшие подношения и возлагают белые шарфы-хадаки на алтарь и трон Далай-ламы. В новогодние дни монастырь Гьюдмед открывает для посещения расположенные на третьем этаже покои Далай-ламы, где Его Святейшество останавливается, когда приезжает с визитом в Гьюдмед. В праздничные дни в монастыре разрешены любимые всеми монахами без исключения бейсбол и футбол, а по вечерам показывают привезенные из Тибета эпические сериалы на тибетском языке, смотреть которые собираются все монахи независимо от возраста.

В эти дни многие монахи из южно-индийских монастырей начинают долгий путь на север, в Дхарамсалу, где во второй половине марта начинаются традиционные для этого времени года учения Его Святейшества Далай-ламы. На этот раз духовный лидер Тибета прочтет лекции по одному из самых известных буддийских текстов «Бодхичарья-аватаре», который считается самым вдохновенным изложением идеала служения всем живым существам, на котором основан тибетский буддизм.

Юлия Жиронкина
Гурупура. Индия

www.savetibet.ruСохраним Тибет!