Печать

Четки в руках еще не означают, что вы – буддист»

Опубликовал: Валерий Павлов 15 Март 2006. Опубликовано в Новости

Четки в руках еще не означают, что вы – буддист»: начались весенние учения Его Святейшество Далай-ламы

Сегодня духовный лидер Тибета Его Святейшество Далай-лама приступил к чтению весенних лекций по буддийской философии, которые он традиционно читает после тибетского Нового Года в своей резиденции в Дхарамсале (Индия).

В этом году Его Святейшество выбрал для объяснения два основополагающих текста древнеиндийского философа восьмого века Арьи Шантидевы «Бодхичарья-аватара» и «Шикша-самуччайя». Оба текста являются изложением пути Бодхисаттвы – высокого идеала служения всем живым существам и по существовавшей традиции, которую Далай-лама возрождает в последние годы, объясняются вместе. Это связано с тем, что оба текста исследуют одну и ту же тему, в значительной степени дополняя друг друга. «Шикша-самуччайя» относится к ранним трудам Шантидевы и содержит цитаты из более чем ста сутр Махаяны. «Бодхичарья-аватара», напротив, самый поздний текст автора, где излагаются его собственные размышления о пути Бодхисаттвы. При этом, те аспекты присущего тибетскому буддизму альтруистического мироощущения, которые подробно рассмотрены в «Шикша-самуччайе», лишь вскользь упоминаются в «Бодхичарья-аватаре». И, наоборот, в «Бодхичарья-аватаре» Шантидева подробно останавливается на тех вопросах, которые, по его мнению, были недостаточно освещены в «Шикша-самуччайе».

Многодневные учения Далай-ламы являются не только курсом лекций как таковым, но прежде всего «устной передачей», своего рода введением в традицию изучения рассматриваемого текста. Именно поэтому перед началом учений учитель обязательно упоминает, от какого наставника он сам получал наставления по данному тексту. Как правило, «линию преемственности» можно прокрутить назад до автора текста, каковым в данном случае является Шантидева. Когда Далай-лама зачитывает вслух текст «Бодхичарья-аватары» или «Шикша-самуччайи», слушатель не только воспринимает его содержание на интеллектуальном уровне, но также получает от учителя некий энергетический импульс, способствующий глубокому проникновению в его смысл. Этот импульс, который тибетцы называют «благословением линии преемственности», распространяется не только на нынешнюю жизнь, но и на последующие перерождения, поэтому тибетские монахи и миряне стараются получить «устную передачу» на чтение и изучение как можно большего числа основополагающих буддийских трактатов.

Эта тенденция является позитивной с точки зрения Далай-ламы, который приветствует интерес к классическим буддийским текстам в гораздо большей степени, нежели традиционное для тибетских буддистов увлечение всевозможными посвящениями и начитыванием мантр. «Четки в руках еще не означают, что вы – буддист. Мусульмане тоже носят четки»,— говорит он. Для того, чтобы быть буддистом, нужно хорошо знать содержание буддийского учения, а для этого, в свою очередь, следует изучать базовые священные тексты, такие как «Бодхичарья-аватара» и «Шикша-самуччайя».

Юлия Жиронкина
Дхарамсала, Индия
15 марта 2006
www.savetibet.ruСохраним Тибет!