Опубликовал: Валерий Павлов 05 Апрель 2006. Опубликовано в Новости
По единодушному убеждению Его Святейшества Далай-ламы,а также всех жителей и гостей Дхарамсалы, высокогорного городка на севере Индии, где расположена резиденция духовного лидера Тибета, весенние учения 2006 года посетило беспрецедентное число россиян.
На учениях Его Святейшество Далай-ламы присутствовало и высшее буддийское духовенство России – глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, председатель Центрального Духовного Управления Буддистов Чой-Дорджи Будаев, представители Управления Камбы-ламыреспублики Тыва.
Неожиданный, хотя и весьма оправданный всплеск интереса россиян к философским лекциям и посвящениямДалай-ламыво многом свидетельствует о том, что буддийская Россия начинает испытывать усталость от ежегодных неисполненных обещаний российского правительства о предоставлении визы духовному лидеру Тибета для проведения полномасштабных лекций и посвящений,в которых буддийские регионы испытывают острую потребность.
Памятный однодневный визит Его Святейшества Далай-ламыв Калмыкиюв ноябре2004 хотяи явился источником колоссального вдохновения для жителей этой республики (что нашло свое материальное выражение в стремительном возведении в Элисте самого великолепного буддийского храма России), все жеедва ли мог хоть сколько-нибудь изменить весьма плачевную ситуацию с буддийским образованием в стране.
Изучение буддийской философии предполагает планомерные занятия под руководством опытных наставников, среди которых Далай-лама занимает лидирующую позицию. Ежегодные весенние учения духовного лидера Тибета продолжаются около двух недель, в ходе которых Далай-лама дает подробные объяснения по избранному им философскому трактату. В этом году главной темой его учений стал лежащий в основе тибетского буддизма идеал беззаветного служения всем живым существам.
По признанию многих паломников из буддийских регионов России, объяснения Его Святейшества Далай-ламы по тексту Шантидевы «Бодхичарья-аватара» стали для них настоящим прорывом в постижении философских основ религии своих предков.
Для большинства жителей Калмыкии, Бурятии и Тывы поездка в Индию продолжает оставаться чрезвычайно дорогостоящей, однако большинство из тех, кто побывал в Дхарамсалев этом году, говорят, что по возвращении начнут откладывать деньги, чтобы в следующем году вновь попасть на учения.Ведь на настоящий момент это их единственный шанс полноценного общения с Далай-ламой.
В современном мире принято сопереживать тибетцам, разлученным со своим духовным лидером, однако жители буддийских регионов России на сегодняшний день находятся в абсолютно аналогичном положении. Для буддийского паломника из Калмыкии, Бурятии и Тывы добраться на весенние учения Далай-ламытак же непросто, как и тибетскому кочевнику из включеннойв состав КНР провинции Амдо или Кхам.
В прошлом году Его Святейшество Далай-лама отметил свой 70-летний юбилей. И хотя, по его собственному признанию, он планирует прожить «еще 20–30 лет», его последователи в Тибете, Монголии и буддийской России стараются использовать каждую возможность, чтобы изучать буддизм под его руководством. В этой связи можно ожидать, что число российских паломников в Дхарамсалев ближайшие годы будет расти в геометрической прогрессии.