Опубликовал: Валерий Павлов 23 Май 2006. Опубликовано в Новости
В бледном мерцающем свете свечей из масла яка чуть видна небольшая фотография человека, которого официальный Пекин называет лидером сепаратистского движения за независимость,и которого миллионы людей во всем мире глубоко чтят за его стремление к миру – Далай-ламы.
По китайским законам эта фотография никак не должна быть здесь, на алтарев храме буддистского монастыря Кумбум.
Однако, похоже, что никого это особенно не беспокоит. Ведь, строго говоря, монастырь находится не в самом Тибете, а в так называемом Большом Тибете – в отдаленной западной китайской провинции Циньхай, бывшей тибетской провинции Амдо.
«Все монахи любят его»,— пожимает плечами наш экскурсовод Ши Бэйтин, китаец мусульманского вероисповедания из столицы провинции, города Ксининг, которая находится в получасе езды от монастыря Кумбум.
Фотография необычна еще и тем, что на ней лауреат Нобелевской премии мира запечатлен на фоне флага независимого Тибета.
У входа в главный храм пожилой монах, заметив иностранцев в толпе китайских туристов, делает нам знак приблизиться. Завязывается разговор, и через пару минут, оглянувшись по сторонам, нет ли поблизости представителей официальных китайских властей, монах быстро откидывает свой плащ и показывает золотистый значок с портретомДалай-ламы. «Здесь это можно»,— говорит монах, отказавшийся назвать свое имя.
Расположенные в сотнях километров от Лхасы, провинции Циньхай, а также частично Сычуань, Юнань и Гансю, которые исторически являлись частью Гималайского региона, пользуются гораздо большей религиозной свободой, чем сам Тибет.
«В Амдо ограничения гораздо менее жесткие. Основному давлению и репрессиям подвергается Тибетский автономный регион»,— говорит Яэл Вейз-Ринд из «Кампании за освобождение Тибета». «Это вполне объяснимо,— продолжает он. Большинство туристов, едущих в Тибет, ограничиваются посещением Лхасы и Шигатзе. Поэтому именно там китайцы стараются контролировать любые попытки проявления независимости, религиозности или национального самосознания».
«ВСЕГДА В НАШИХ СЕРДЦАХ»
Несмотря на то, что с момента бегства Далай-ламыв Индию прошло уже почти пятьдесят лет, этнические тибетцы в Циньхае, а их здесь примерно одна пятая от пятимиллионного населения, остаются горячими приверженцами своего духовного лидера.
На вопрос о Далай-ламе, глаза Ганпы, пожилой тибетской женщины, торгующей тибетскими молитвенными флагами на высокогорном перевале недалеко от Кумбума, загораются оживленным огнем. «Конечно, у меня дома есть его фотография. Он наш духовный лидер, и он всегдав нашихсердцах»,—говорит она.
Не все так просто и очевиднос вопросом об 11 Панчен-ламе, который является вторым лицом в иерархии тибетского буддизма. Протибетски настроенные группы считают, что Гендюн Чокьи Нима, которому сейчас 17 лет, находится под домашним арестом с тех пор, как в 1995 годуДалай-лама признал его реинкарнацией умершего в 1989 10Панчен-ламы. Тогда единоличное решение Далай-ламы вызвало раздражение атеистического руководства компартии Китая, которое вычеркнуло имя Ньимы из списка кандидатов, и назначило реинкарнацией 10 Панчен-ламыГьялцена Норбу.
Китай высказывает протест против заявлений тибетцев в изгнаниии международных правозащитных организаций о том, что Ньима является самым юным политзаключенным в мире. Китайское руководство настаивает, что оно действует в интересах независимости Гималайского региона.
Щекотливость темы можно прочувствовать в местечке Вэньду, где родился 10 Панчен-лама.От столицы провинции Циньхай туда можно доехать за три часа по дороге, петляющей среди бесплодных красных гор и долин, покрытых сочной зеленой травой.
Монах прогоняет иностранных посетителей от прекрасно сохранившегося дома 10 Панчен-ламы, построенного в традиционном тибетском стиле, а местные жители боятся говорить на этутему вслух.
«Я не могус уверенностью сказать, который из них настоящий, но в нашей стране есть законы. Я не хочу говорить об этом. Везде шпионы»,— говорит поденный рабочий Цзикердан.
Другой монах по имени Ола Шиге из монастыряв восточной части Циньхая высказался более уклончиво. «Трудно сказать, кто из них действительно Панчен-лама»,— произнес он, перебирая свои четки. «Но я думаю, что знаю, кого быя поддержал»,— добавил он и лукаво улыбнулся.
ДАЛАЙ-ЛАМА?А КТО ЭТО?
Китайские туристы из тех, кто родился после коммунистической революции 1949, в целом мало что знают о религии.Их удивляет преданность тибетцев Далай-ламеи буддизму.
«Я мало что знаю о Далай-ламе, но, похоже, что тибетцы по-настоящему любят его»,— говорит Лю Хайян из города Чунцин на юго-западе провинции Сычуань. «Это очень набожный народ».
Даже экскурсоводы практически ничего не знаюто Далай-ламе, чье имя обычно звучит в Китаев отрицательном контексте.
«Это Далай-лама»,— говорит экскурсовод группе китайских туристов, одетых в одинаковые красные шляпы, показывая на портретДалай-ламыв монастыре Кумбум. «Он раньше жил в Индии,но потом переехал в Соединенные Штаты».
Источник: Reuters / Ben Blanchard Перевод: Наталья Иноземцева