Печать

Взращивая факторы Пробуждения. Дост. Саядо У Пандита

Опубликовал: Валерий Павлов 24 Июнь 2016. Опубликовано в Новости

Дост. Саядо У Пандита (Избранные отрывки из книги «В этой самой жизни»)

Существует семь факторов, которые ведут к Ниббане: осознанность, энергия, исследование явлений, восторг, успокоение, созерцание и равностность (sati, viriya, dhamma vicaya, pīti, passadhi, samādhi, upekkha). Когда эти качества развиты в уме, то Пробуждение уже не за горами. Эти семь факторов принадлежат тому, что именуется сознанием благородного пути и плода. Оно возникают, когда ум переключается от обусловленной реальности – к Ниббане.


Результатом становится то, что те или иные омрачения вырываются с корнем и уже более никогда не возникают в потоке сознания.
Те из медитирующих, которые понимают, как работают факторы Пробуждения, способны сбалансировать свою практику. Так, энергия, исследование явлений и восторг «поднимают», взбадривают ум, который наполнился унынием; а успокоение, созерцание и равностность помогают уравновесить излишне активный ум.

Многие медитирующие во время ретрита чувствуют депрессию и разочарование: их осознанность близка к нулю, они считают, что вся практика идет очень плохо. Прежде они имели осознанность, а сейчас все пропало. В такие минуты очень важно «вытянуть» себя из такого состояния, порадовать свой ум. Человек должен отправиться на поиски вдохновения, например, послушать беседу о Дхамме. Она может вызвать восторг и легкость, что, в свою очередь, вызовет энергию, которая станет причиной такого фактора Пробуждения, как исследование явлений. Эти три фактора Пробуждения: восторг, энергия и исследование явлений, являются наиболее важными для преодоления депрессии. Их необходимо использовать для того, чтобы сосредоточить ум на объекте и сделать этот объект максимально прозрачным и явным для наблюдения.

В иное время медитирующий может столкнуться с необычными явлениями в своей практике, когда он оказывается словно затопленным, объятым восторгом и упоением. Ум становится активным и преисполненным энтузиазма. Возможно, во время ретрита вы видели таких йогинов,— их лица сияют, а ноги словно парят над землей. Из-за излишней энергии ум отказывается созерцать то, что происходит в настоящем моменте. Как только внимание берет объект в своё поле, ум тут же «соскальзывает» в сторону.

Если вы преисполнены ликования, то вам нужно подумать о построении таких факторов Пробуждения, как успокоение, созерцание и равностность. Для начала осознайте, что ваша энергия чрезмерна и скажите себе: «Нет смысла в спешке. Дхамма откроется мне сама собой, если я пребываю в осознанности и безмятежности».

Таким образом, может появиться успокоение. Когда избыточная активность приглушена, развивается созерцание. Чтобы оно стало хорошим, необходимо значительно ограничить количество объектов для сосредоточения. Так, ум возвращается в своё обычное неспешное состояние и достигает равностности: нет нужды спешить, можно лишь наблюдать за тем, что происходит, вне зависимости от того, хорошо оно или плохо.

Если вы в состоянии привести к гармонии свой ум, обрадовав или успокоив его, когда требуется, то мудрость расцветёт естественным образом. Добиться правильного баланса – это задача опытного и компетентного учителя, который «ведет» своего подопечного во время ретрита, проводя регулярные интервью.

Я бы хотел призвать вас всех не впадать в отчаяние, если что-то в практике не ладится. Вы подобны совсем маленьким детям. Как известно, дети растут и проходят через разные стадии развития, испытывая те или иные возрастные кризисы. В это время с ними бывает очень нелегко, они капризничают и плачут. Неопытная молодая мама может растеряться, но если ребенок не пройдет через эти проблемные стадии, то он никогда не повзрослеет. Часто детские стрессы – это символ прогресса.

Так что не расстраивайтесь: вы, как и маленький ребенок, возможно, находитесь в переходной стадии, которая ведет к росту.


Пер. с англ.: Евгении Евмененко
Источник: http://www.panditarama.net/ebooks/inthisverylife.pdf
Источник перевода: https://www.facebook.com/