Опубликовал: Cохраним Тибет! 27 Июль 2006. Опубликовано в Новости
Зал, где строилась песочная мандала Зеленой Тары, стал местом паломничества всех тувинцев, в последние годы проявляющих самый живой интерес к учению Будды. Даже после того, как ламы заканчивали свою многочасовую работу, люди оставались возле мандалы, совершая простирания, читая мантры и молитвы, выполняя свои ежедневные практики. Они просили организаторов не закрывать зал до поздней ночи.
Вчера в столице республики Тува торжественно завершилась двухнедельная буддийская программа, главным событием которой стало построение большой песочной мандалы Зеленой Тары. Строители мандалы, монахи тибетского тантрического монастыря Гьюдмед, приезжают в Туву уже в третий раз, и каждыйих новый визит становится масштабнее предыдущего.На протяжении нескольких дней предшествующих состоявшейся сегодня заключительной церемонии песочную мандалу посетили не только жители Кызыла, но и отдаленных населенных пунктов Тувы. В прошлом году монахи Гьюдмеда провели буддийские тантрические ритуалы в большинстве районных центров республики. Состоявшееся тогда первое знакомство с тибетскими монахами монастыря Гьюдмед, изучающими ритуальные практики в ходе сложнейшей пятнадцатилетней программы обучения, побудило многих тувинцев оставить все дела, чтобы иметь возможность общения с тантрическими ламами.«Уже в первый день зал едва вмещал всех желающих присутствовать на нашихритуалах,— рассказывает руководитель группы странствующих монахов Туптен Шакья. – Некоторые люди проделали путь в 300 километров, чтобы провести эти дни вместе с нами».Зал, где строилась песочная мандала Зеленой Тары, стал местом паломничества всех тувинцев, в последние годы проявляющих самый живой интерес к учению Будды. Даже после того, как ламы заканчивали свою многочасовую работу, люди оставались возле мандалы, совершая простирания, читая мантры и молитвы, выполняя свои ежедневные практики. Они просили организаторов не закрывать зал до поздней ночи.Выступая сегодня на церемонии разрушения песочной мандалы, Председатель Правительства Тувы Шериг-оол Ооржак поблагодарил тибетских монахов Гьюдмеда за их бескорыстную помощь тувинскому народу и выразил пожелание, чтобы их визиты стали ежегодными.В тот же день вечером монахи монастыря Гьюдмед встретились с мэром города Кызыл Дмитрием Донгаком для обсуждения вопросов, связанных со строительствомв столице Тувы первого большого молитвенного барабана. Он будет возведен на пожертвования верующих республики Тувы, которые они совершали тибетским монахам в дни проведения буддийских программ.Мэр Кызыла выразил всестороннюю поддержку новому благотворительному проекту монахов Гьюдмеда и подробно рассказал о подготовительных работах, предшествующих установке барабана в столице. Дмитрий Донгак посещал тибетские поселения в Индиив январе2005 годаи имел возможность общения с духовным лидером Тибета Его Святейшеством Далай-ламой.«Поистине этот человек – Будда,— подчеркнул мэр Элисты в беседес монахами. – Когда он впервые посетил нашу республику в 1992 году, буддизм здесь был полностью уничтожен. Люди стеснялись молиться и выражать знаки почтения. Но Далай-лама подарил нам колоссальное вдохновение, и теперьу нас есть храмы и субурганы».По словам мастера пения монастыря Гьюдмед Дамчо Нимы, развитие буддизма в Туве заметно даже за последние три года, на протяжении которых они приезжают в эту буддийскую республику. «Когда мы строили свою первую песочную мандалу здесь в 2004, в Кызылене былони одной буддийской ступы. В 2005 была построена первая ступа, а сегодня духовное управление и верующие Тувы построили еще три»,—говорит он.
Строительство первых ступ в Кызыле побудило жителей отдаленных районов республики последовать примеру столицы. «Сегодня в каждом районе либо построена ступа, либо планируется ее строительство»,— говорит мэр Кызыла. По его словам, теперь жители Тувы наверняка захотят построить у себяи молитвенные барабаны после того, как первый барабан, заключающий в себе сто миллионов буддийских мантр, появится на центральной площади Кызыла.
«Побывав в резиденции Его Святейшества Далай-ламыв Дхарамсале,я заметил, как много молитвенных барабанов построено там для того, чтобы люди, вращая его, могли очищать негативную карму и накапливать позитивную. Возможно, поэтому там царит такие мирная атмосфера. Видя это,я настоялна том, чтобы первый молитвенный барабан в Кызыле был установлен именно на центральнойплощади»,— пояснил Дмитрий Донгак.
Монахи Гьюдмеда считают, что их у монастыря есть особая связь с буддийскими регионами России. «В нашем монастыре хранятся древние костюмы божеств, сшитые из парчи, привезенной из России,— говорит Дамчо Нима. – На них можно рассмотреть русские буквы. Скорее всего, кто-тоиз наших монахов бывал в России еще задолго до прихода коммунистов в Тибети буддийские республики России».В прошлом году, посещая музей г. Кызыла, монахи Гьюдмеда обнаружили в его запасниках множество священных текстов, вручную переписанных тувинскими монахами, которые обучались в Тибете. «Некоторые тексты, например, Тантра Гухьясамджи, входят в обязательную программу обучения в нашеммонастыре»,— говорит Туптен Церинг. «Скорее всего, тувинские монахи учились в Гьюдмеде, а, завершив обучение, возвращались в Туву.По всей видимости, они были очень хорошими практиками. Когда берешь эти тексты в руки, сразу видно, что их читалипомногу раз»,—добавляет он.