Печать

Досточтимый Шивалха Ринпоче дарует в Москве комментарий к трактату Чже Цонкапы «Основа совершенств»

Опубликовал: Валерий Павлов 02 Март 2014. Опубликовано в Ретриты, лекции, семинары

«В сущностных наставлениях Ламрима заключены все наиважнейшие, ключевые моменты Учения Будды. Поэтому даже единожды получая или разъясняя это Учение, мы обретаем все благословение от обширного слушания или проповедования святой Дхармы и вместе с тем непревзойденное накопление заслуг». (Шивалха Ринпоче, комментарий на «Краткий Ламрим»).

В дни весенних праздников досточтимый геше Шивалха Ринпоче продолжит даровать в Москве комментарий к трактатам по Ламриму («Ступеням пути к просветлению»), написанным несравненным буддийским наставником, основоположником тибетской буддийской традиции Гелуг Чже Цонкапой (1357-1419). В этом году темой глубокого изучения станет текст «Основа совершенств», составленный Ламой Цонкапой в виде молитвы и предназначенный для медитации. Он представляет собой кратчайший вариант «Ступеней пути» и, также как и все остальные тексты жанра «Ламрим», посвящен описанию этапов, необходимых для успешного продвижения практикующего по пути к наивысшей цели – просветлению.

Приглашаем всех людей, интересующихся философией буддизма, посетить этот цикл лекций, позволяющий получить важнейшие разъяснения по ключевым буддийским практикам и их выполнению. Изучение данного материала будет полезно не только людям хорошо знакомым с философией буддизма и желающим углубить свои знания, но и тем, кто только начинает интересоваться буддизмом. В лекционном расписании предусмотрена сессия вопросов и ответов.

Лекции будут проходить 8 и 9 марта 2014 года в конференц-зале гостиницы «Измайлово», корпус Бета, по адресу:
Измайловское ш., д. 71, корпус 2Б, ст. м. «Партизанская» (посмотреть на карте).

Расписание сессий:
8 марта 16:00–19:00
9 марта 12:00–16:00

Вход свободный.

Организаторы:
группа учеников дост. Шивалха Ринпоче в г. Москве при поддержке Тувинского Республиканского общественного культурного фонда «Энерел» (Сострадание), Общества бурятской культуры «Уряал» и Молодежного движения «Субедей».
Контакты: +7 916 887 6175 Ида, +7 925 850 25 11 Елена
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Об Учении

Ламрим (тиб. этапы пути) представляет собой общий обзор буддийского Пути к Просветлению и является основой для дальнейшего углубления в частные аспекты этого Пути. Книги жанра «Ламрим» являются первым, что проходят по буддийской философии во всех монастырских университетах тибетского буддизма. Свои книги Ламрим есть в каждой из Четырёх Великих Школ тибетского буддизма, но все они не очень сильно отличаются по содержанию, так как имеют своим истоком традицию Кадампа, основанную Джово Атишей (982-1054), которая ныне уже не существует в Тибете как самостоятельная Школа. Таким образом, все версии Ламрим представляют собой развитие фундаментального текста Бодхипатхапрадипа (Светоч на пути к пробуждению), написанного в XI столетии выдающимся буддийским учителем Атишей.

В школе гелуг, продолжающей традицию кадам, существуют восемнадцать классических трудов по Ламриму. Это десять основных трактатов, одним из которых является «Светоч на пути к пробуждению» Ламы Атиши, а также Ламрим Ченмо Чже Цонкапы (1367 – 1419), а также восемь остальных трактатов, к числу которых относится и текст «Основа совершенств» — кратчайший вариант «Ступеней Пути» (Ламрим), составленный Ламой Цонкапой в виде молитвы и предназначенный для медитации. В двенадцати стихотворных строфах автор изложил все ключевые положения трех колесниц Учения Будды – хинаяны, махаяны и ваджраяны. В соответствии с последовательностью освоения этапов пути, перечисляются базовые темы медитативной буддийской практики: должное отношение к учителю, «четыре мысли, отвращающие от самсары» (драгоценное человеческое рождение, мимолетность жизни и необходимость памятования о смерти, идея кармы, осознание неудовлетворительности самсары и стремление к Освобождению). Затем автор знакомит нас с основными практиками общей махаяны и высшей из колесниц – ваджраяны. Текст завершают строки благопожеланий. Таким образом, этот небольшой трактат являет собой краткое, информационно насыщенное руководство для практики, дающее общее представление об этапах пути к просветлению для трех уровней развития личности – начальных, средних и высших способностей. Оно более ценно тем, что в своих наставлениях Лама Цонкапа опирается на собственный опыт размышлений и медитации.

Учение Ламрим раскрывает постепенный путь к просветлению. Его поэтапные практики представляют собой бесценный свод сущностных наставлений по тренировке ума, устранению клеш и проявлений отрицательных эмоций, преодолению негативных состояний ума на всех его уровнях, от самого грубого до наитончайшего. Собранные в нем воедино методы и указания, касающиеся важнейших этапов духовного пути, изложены согласно сутрам, которые преподал сам Будда Шакьямуни. Поэтому Ламрим включает в себя как методы пути глубинного постижения (мудрости), так и пути обширных деяний (метода). Причем, эти наставления даны именно в той последовательности, в которой их следует практиковать.

Любой практикующий человек знает, что для неуклонного продвижения вперед по духовному пути необходимо вновь и вновь возвращаться к пройденным темам, основам основ, и переосмысливать с позиций уже имеющегося опыта и постижений. Для тех, кто ранее имел счастливую возможность получать наставления по текстам Ламрима, цикл лекций, посвященных краткой версии этого Учения, предоставляет еще один шанс раскрыть сущностный смысл его положений, сделать акцент на труднодоступных для понимания моментах.

Для тех, кто лишь приступает к изучению этого невероятно обширного и глубокого труда Чже Цонкапы или только начинает проявлять интерес к буддизму, открывается прекрасная возможность составить первоначальное представление о структуре буддийского Учения и получить бесценные рекомендации по выполнению основополагающих практик, которые в нем представлены.

Текст «Основа совершенств» в переводе Б. И. Загумённова можно скачать здесь: http://zagumyonnov.nm.ru/A-east/02/tsong/tsong1.html


Досточтимый Шивалха Ринпоче родился 15 февраля 1967г. в местности Литанг на востоке Тибета, провинция Кхам. С 8 до 13 лет обучался в светской школе. Затем, приняв монашеские обеты, до 18 лет учился в монастыре Литанг Гончен, где изучал ритуалы. Для продолжения учебы в 1985 году в возрасте 18 лет уехал в Индию, в монастырь Ганден. В 1987г. Его Святейшеством Далай-ламой XIV он был признан перерождением бурятского учителя, геше-лхарамбы Шивалха, преподававшего буддийскую философию в монастыре Литанг Гончен и до 1950-х жившего в Тибете.

В 2004 году Досточтимый Шивалха Ринпоче впервые посетил Россию во главе группы монахов Дрепунг Гоманг (Южная Индия). В ходе турне по стране были проведены многочисленные ритуалы, возведены мандалы различных божеств, а также Ринпоче даровал лекции по буддизму и тантрические посвящения.

Под его руководством были построены буддийские ступы «Бодхи» в 2004 году в г. Кызыл и 2010 году с. Хорум-Даг Республики Тыва, также в 2009 году ступа «Шивалха» в с. Судунтуй Забайкалького края, в честь бурятского учителя геше-лхарамбы Шивалха, перерождением которого Шивалха Ринпоче в1987 году был признан Его Святейшеством Далай-ламой XIV в 1987 году.

В 2007 году Досточтимый Шивалха Ринпоче защитил звание геше — доктора буддийской философии в монастыре Дрепунг Гоманг (Южная Индия). После получения звания геше, Досточтимый Шивалха Ринпоче был приглашен в Республику Тыва на постоянное проживание тремя буддийскими организациями республики (Фонд «Энерел», «Мандужшри», «Менла»). Официальное приглашение буддийских организаций было передано Его Святейшеству Далай-ламе XIV на аудиенции в марте 2008 года первым Президентом Республики Тыва Ооржак Ш. Д.

С 2008 года Досточтимый Шивалха Ринпоче постоянно проживает в Республике Тыва и неустанно трудится во благо всех живых существ, реализуя главный наказ Его Святейшества Далай-ламы – дарование Учения Будды.

С 2008 года по настоящее время ежегодное проведение лекций по философии буддизма Досточтимым геше Шивалха Ринпоче в Туве,Забайкальском крае и г. Красноярск стало традицией. В Туве, в том числе, Шивалха Ринпоче дал комментарии к классическому тексту Шантидевы «Бодхичарья-аватара». Общее название учений досточтимого Шивалха Ринпоче ‒ «Сердечное сокровище для развития любви и сострадания».

Также ежегодно под руководством досточтимого Шивалха Ринпоче проводятся ретриты по практике ньюнг-нэ, гуру-йоге, тантрических божеств Ямантака и Чакрасамвара на берегу озера Чагытай (Тува) и на горе Алханай (Забайкальский край).

Досточтимый Шивалха Ринпоче является гуру-учителем многочисленных учеников в Туве, Бурятии, Калмыкии, Москве и Красноярске. Под его руководством были созданы буддийские организации, в том числе – в 2006 году – Тувинский республиканский общественный культурный фонд «Энерел» (Сострадание), в 2009 году – Кызылская местная религиозная организация «Кунпенчецо». В настоящее время под руководством Шивалха Ринпоче, на берегу озера «Чагытай» строится первый ретритный центр в Туве.

В феврале 2012 года за большой вклад в развитие духовности в Республике Тыва досточтимый Шивалха Ринпоче награжден Почетной грамотой Председателя Правительства Республики Тыва и Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва, также Шивалха Ринпоче заслужил любовь и уважение верующих Тувы.

Переводчик учений:
Бем Митруев, имеет степень ачарья буддийской философии (М.А.) в Центральном институте высших тибетских исследований (Индия). Неоднократно переводил Учения Его Святейшества Далай-ламы XIV для российских буддистов в Индии.

Информация предоставлена организаторами учений.