Печать

Изучаем Собрание тем Дуйра (bsdus grwa) онлайн

Опубликовал: Валерий Павлов 20 Март 2016. Опубликовано в Ретриты, лекции, семинары

Вниманию всех, кто желает изучать буддийскую философию:

Со среды, 23 марта, начинается курс занятий по изучению основ буддийской философии — учебника Сера Дже по «Собранию тем» — Дуйре (bsdus grwa). Занятия будут проходить он-лайн, в режиме видео конференции каждую среду в 23:00 по московскому времени. Курс читается на английском языке по учебнику на тибетском языке, поэтому желающим необходимо владеть навыками английского (понимать и говорить) и уметь читать на тибетском. Ведущий курса – Геше Наванг Тукчже. Курс рассчитан на многие месяцы, и даже годы.

Также каждое второе воскресенье проходят он-лайн занятия по изучению Дуйры на русском языке в режиме скайп конференции. Ведущий – Илья Кучин, переводчик нескольких учебников по Дуйре и Лориг. Следующее занятие состоится 03 апреля в 11:00(время московское).

Страница, посвященная изучению «Собрания тем» на русском языке (с видео лекций Ильи Кучина) находится здесь: http://vk.com/pramanaclub

Желающим начать занятия в группе на английском языке или присоединиться к группе на русском языке, просьба отправить заявку по эл. почте: zubovalexander @ yandex.ru

Вам будут высланы все материалы и инструкции как присоединиться к он-лайн конференции.

Все занятия проводятся бесплатно.

О важности изучения дуйры:

А. М. Донец, «Базовая система дхармических категорий буддийских философов Центральной Азии»: «Работы по „Собранию тем“ являются учебными пособиями, к детальному прорабатыванию которых обращаются сразу же при поступлении на религиозно-философские факультеты (mtshan nyid kyi grwa tshang) — базовые для данной системы монастырского образования.

Эти тексты имеют очень специфическую форму изложения материала, которая наилучшим образом подготавливает к диспуту — основному методу обучения — и приводит к вырабатыванию весьма своеобразного стиля философствования, сохраняющегося затем в течение всей последующей жизни.

Предполагается, что указанные работы знакомят с основными категориями системы Дигнаги-Дхармакирти, которую условно именуют „саутрантикой, следующей доказательству“ (rigs pa`I rjes `brang). Подобное ознакомление делает возможным последующее детальное прорабатывание текстов по этой системе, а также обеспечивает стандартной терминологией, которая используется при объяснении других учебных предметов и написании философских трактатов по разной тематике. Так, Дж. Дрейфус констатирует: „Большинство тибетских философских рассмотрений отражает сильное влияние Дхармакирти. Они включают его словарь, даже когда рассматривают философию мадхъямаки. Такие понятия Дхармакирти, как валидное познание и исключение, часто используются в монастырских дебатах на разные темы. Формат дебатов, который еще очень популярен среди тибетцев, тоже базируется в основном на логике Дхармакирти, такова же и большая часть базового словаря, используемого тибетскими студентами в их образовании. Это обеспечивает тибетских философов стандартной терминологией, которая используется как каркас для исследования в различных областях буддийской философии“ [Дрейфус, 1997, с. 19-20].

Изложенное убедительно свидетельствует о том, что установление круга значений базовых терминов, объясняемых в работах по „Собранию тем“, служит своеобразным ключом к адекватному уяснению смыслосодержания тибетоязычных религиозно-философских текстов, особенно — устанавливающих воззрение.

Термин bsdus grwa („собрание тем“), в широком смысле, обозначает вводный курс обучения, включающий последовательное изучение трех базовых предметов, которые с известной долей условности называют онтологией (bsdus grwa), эпистемологией (blo rig) и логикой (rtags rig). В более же узком смысле — это то, что объясняется в работах по „Собранию тем“, то есть, преимущественно, „онтология“. Поскольку рассмотрение категорий подобной „онтологии“ составляет основное содержание работ по „Собранию тем“, их знание предполагается последующим ознакомлением с логикой, эпистемологией и другими учебными предметами, а также служит своеобразным фундаментом для изучения тибетоязычной философской литературы, то, очевидно, исследованием именно этой базовой системы категорий и нужно заняться в первую очередь».