Опубликовал: Валерий Павлов 17 Август 2012. Опубликовано в Новости сайтов
Лама Тубтен Йеше
Не испытывайте страха: «Как медитировать? Я понятияне имею, что представляет собой мой ум, а этот монах велит мне медитировать о нем.Я в замешательстве,я ведьне знаю, что это такое. Как жея буду медитировать о своем уме?»
Представьте, что вы находитесьв комнате, где не видно солнца, но сквозь оконное стекло проникают его лучи. Видя эти лучи, мы приходимк выводу, что есть и солнце.Подобным же образом, наблюдая за своими мыслями и намерениями,мы понимаем, что у них есть основа ‒ ум.
Для медитации о собственном уме нужно просто наблюдать или осознавать свои мысли. Это понятно?Я повторю.Один из способов медитации об уме – осознавание его поля восприятия. Наблюдайте за своим умом, осознавайте свой ум. Это очень полезно. Именно это я называю медитацией об уме.
Другой способ медитации – осознавание сути своих мыслей. Закройте глаза, в тот же момент начнут возникать мысли – просто осознавайте их суть.Я называюи это медитацией об уме.
Не беспокойтесь о том, хорошие это мысли или плохие. Сущность и тех,и других совершенно ясна: как хорошие, так и плохие мысли ‒ это всего лишь отражение явлений.
Когда я говорю «медитируйте», то не призываю вас загнать себя в какие-то рамки. В наше время, в особенностина Западе, существует множество ошибочных представлений о медитации.Одни думают, что медитация – это насильственное прекращение мыслей, другие ‒ что это [лама изображает расслабленное состояние]. Оба представления неверны. Первое сбивает вас с толку, второе делает вас инертным.
На самом деле медитировать очень просто. Когда вы закрываете глаза, ваша осознанность начинает разрастаться и становится подобной чувствительному радару. Хороший радар улавливает любой сигнал, все замечает, он необычайно чувствителен. В медитации наш ум уподобляется радару, он становится более восприимчивым. Наша чувствительность обостряется, и мы можем полностью открыться всему происходящему. Именно это и я называю медитацией – интенсивную осознанность, а не бытующее представление: «О! Я вижу свет! Есть нечто запредельное!» Это не медитация.
Пожалуй, разъясню то, что я называю «внутренним диалогом». Предположим, мы приступилик медитации.Мы осознаем, что происходит вокруг нас: «Мимо проезжает машина, там едет грузовик…» Мы осознаем это, но не надосразу же затевать внутренний диалог о том, что попало в поле нашего восприятия: «Должно быть, это очень красивый грузовик. Наверное, на нем везут сыр на продажу.А может, перевозят мороженое». Начинается болтовня. Ее нужно избегать. Мы должны сохранять осознанность, следить за своим умом и не начинать внутренний диалог.
Медитируя, вы учитесь контролировать свой ум, усмирять его необузданный нрав. Что именно делает ум необузданным? Постоянная болтовня: «Он такой, она сякая. Он сказалтак-то.Мне не нравятся его слова. Она сказалатак-то.Это правильно».Под внутренним диалогом я имеюв виду всю эту болтовню. Ум беспрестаннона что-то реагирует. Но, взяв его под контроль, вы перестаете реагировать.
Кто-то называет вас плохим человеком, но не надо реагировать. Не надо болтать: «Она сказала, что я плохой.Мне так больно, мне так больно, мне так больно, мне так больно …» Это реакция ума. Это проявление необузданного, одержимого ума.
Насколько я это вижу, у такого одержимого ума есть два объекта: прекрасный желанный объект или неприятный отталкивающий. И ум, захваченный этими объектами, не в силах оторваться от них.А это значит, что вы не свободны, вам не достает гибкости. Вы все время думаете: «Это, это, это, это, это…» Вот что представляет собой одержимый ум. Захвачен он объектами ненависти, зависти или страстного влечения, одержимый ум всегда обеспокоен. Медитация же избавляет нас от привычки реагировать при появлении объекта, который обычно захватывает ум.
У вас может возникнуть вопрос, почему нужно осознавать именно ум, а не цветок, подружку или друга? Польза от осознавания природы ума, в отличиеот осознавания подружек, друзей или цветов, состоит в том, что в уме нет ничего конкретного и самосущего. Поэтому вся прелесть наблюдения за умом или его осознавания заключается в том, что толстое одеяло, сотканное из субъективных концепций, рвется, и вы достигаете переживания великой пустотности.
Чтобы разрешить наши проблемы, необходим духовный опыт. Интеллектуального понимания, в основе которого внутренняя болтовня, недостаточно. Чтобы разрушить концепции, нужно получить переживание собственного ума. Обретя такой опыт, мы увидим, что действительно способны разрешить проблемы, и это вдохновит нас: «Я могу делать то, что захочу. В моих силах разрешить проблемы». С буддийской точки зрения это и есть начало освобождения.
Как правило, мы слишком много думаем. Мы все время говорим: «Хорошо, плохо, хорошо, плохо, хорошо, плохо». Все время. Но, благодаря медитации, наша внутренняя болтовня постепенно стихает. Интеллектуальная оценка «хорошо-плохо» прекращается. Мышление «хорошо-плохо» двойственно, оно расщепляет ваш ум. Просто осознавайте, будьте сознательными.
Будьте, как солнце или луна. Они ведьне думают:«Обогрею-кая швейцарцев!Посвечу-ка я им!» Они не рассуждают подобным образом. Будьте такими же: пребывайте в состоянии интенсивной осознанности без интеллектуального разделения на «хорошое» и «плохое». Это очень важно.
Будда Майтрея говорил, что письменные тексты и рукописи похожи на мост. Чтобы пересечь реку, нужен прочный мост. Добравшись до противоположного берега, вы можете сказать: «До свидания, мост!» Но если вместо этого вы начинаете думать: «Ах, этот мост такой добрый, такой добрый! Эта библия так полезна! Эта сутра так полезна!», то привязываетесь к текстам.От этого нет никакого проку. Конечно, с определенной точки зрения интеллектуальное мышление «хорошо-плохо» оправдано. Замечательно, если вы умеете отличать хорошее от плохого.В этом есть своя ценность.
Но в постоянном делении на «хорошее и плохое» нет особого смысла. Безусловно, различающая мудрость необходима, но в какой-то момент надо выйти за ее пределы, расстаться с нейи просто быть.
Лама Йеше даровал эти учения в сентябре1983 г.в Женеве, Швейцария. Это было его последнее учение на Западе.