Опубликовал: Валерий Павлов 17 Август 2012. Опубликовано в Новости сайтов
В сентябре 1982 г. лама Йеше сошел с трапа самолета в аэропорту Лхасы и впервые, спустя двадцать три года, вдохнул бодрящий горный воздух Тибета. Он путешествовал один, в одеждах мирянина. Эта поездка вызывала у ламыне только трепет сердца, но и беспокойство: что осталось от культурногои религиозного наследия, от тысяч храмов и монастырей, снискавших славу Тибету, от монастырского университета Сера Чже, где он провел большую часть своей жизни? Жив ликто-нибудьиз членов его семьи и множества родственников, которых он не виделс момента поспешного ухода в 1959 году?И что сталось с друзьями-тибетцами:сохранили ли они свою детскую непосредственность и питают лидо сих пор сильную веру в буддийское учение?
Лама Йеше поселился в уединенном туристическом отеле в Лхасеи немедленно отправил сообщение своей семье, которая находилась в ста милях от столицы и не подозревалао планируемом визите ламы. Как толькоон отправил весточку и принялся распаковывать вещи, тут же раздался стук в дверь,и лама оказался лицом к лицус однимиз своих братьев. «Кармическая связь!» ‒ таинственно промолвил лама.
Дорога в родную деревню заняла лишь несколько часов. Раньше такое путешествие по гористой местности верхом на лошадяхдлилось бынесколько дней.
При виде ламы семья потеряла дар речи. Собрались братья, сестры, дяди, тети и несколько племянников и племянниц, которых он прежде никогда не видел.Было много смеха, радости и слез. «Реки слез», ‒ рассказывал лама.
Многое претерпело радикальные изменения. Но многое осталось нетронутым. Деревья и горы; привычки и одежда деревенских жителей; все те же старые дома и всетот же старый полог, свисавший с потолка, ‒ его не менялисо времендетства ламы!
Весть о приезде ламы Йеше быстро разнеслась по деревне, и толпы людей потянулись, чтобы поговорить с ними получить его благословение. Они слышалио его работе по распространению Дхармы на Западеи хотели выразить свою признательность. Тибетцы очень радуются тому, что Дхарма становится известной за пределами родины, и любой, кто учит Дхарме, особенно, если это земляк, всегда привлекает большое внимание. Лама Йешесо смехом вспоминал, что рукава его рубашки были все время грязными, поскольку к ним так часто прикасались.
Спустя неделю лама вместе с семьей посетил окрестности монастыря Сера Чже, за чертой Лхасы, где он провел восемнадцать лет из двадцати трех, прожитых в Тибете.Когда-то это был целый городок, где размещались тысячи монахов. Теперь от него остались лишь разрозненные постройки с горсткой старых монахов. Эти разительные перемены отражали истинное положение дел в Тибете: разрушенные монастыри ‒ это разбитое сердце страны. В монастыре Сера, так же как и в других уцелевших монастырях, больше не проводились учения и пуджи,не слышны были дебаты. Старые монахи сберегли в своих сердцах непоколебимую веру и преданность учению, «но Сера – мертвый монастырь», ‒ с грустьюзаметил лама.
Он сумел отыскать то место, где раньше находилась его комната, – теперь там лежала голая земля. Здесь он провел некоторое время в медитации, вместо каменного потолка над его головой сияло солнце.
В Лхасе лама проводил время со своей семьей. Они устраивали пикники в садах Норбулинки, традиционной летней резиденции Далай-ламы.
Норбулинка, «сад, украшенный драгоценностями», был возведен Седьмым Далай-ламойв восемнадцатом веке. Для каждого последующего Далай-ламы, включая Тензина Гьяцо, нынешнего Далай-ламу,к главному зданию делали пристройку – небольшой дворец. Здание стоит посреди огромного и невероятно красивого сада, обнесенного забором. В саду раньше росло множество фруктовых деревьев, овощей и цветов.Когда-то здесь, среди тополей, ив и декоративных озер, бродили павлины и олени.Сад сохранился,и хотяна протяжении нескольких лет он оставался закрытым для посетителей, теперь он был превращен в городской парк.
Наверное, основным событием трехнедельного пребывания ламы Йеше на родине можно назвать было его визит в храм Джокханг, который считается главной святыней Тибета. Храм подвергся варварскому разграблению, и от его былого великолепия не осталосьи следа. Однако уцелело несколько уникальных изображений и первая статуя Будды в Тибете ‒ знаменитое изваяние Будды Джокханга (Джово).
Именно в Джокханге,за деньдо своего отъезда из Тибета, лама решил провести пуджу о процветании Дхармы и счастье всех живых существ. Несколько монахов из Джокханга помогли изготовить масляные светильники и «тысячу лучших торма». Кроме них помощь оказали Шерпа Тулку, известный многим западным ученикам по работе в Дхарамсале, Лхундруп Тензин, брат Янгси Ринпоче, и Цен-ла, который посетил ламу во время его пребывания в Тибете.
Весть о пудже мгновенно распространилась и вызвала огромную радость у местного населения. Несмотря на запретна проведение публичных религиозных обрядов, в гуру-пудже Херуки приняло участие 500 человек. Вероятно, это была первая пуджа с 1959 года.
Среди участников были и людис Запада ‒ ученики ламы Йеше, которые в то время по стечению обстоятельств оказались в Тибете.Двое из них преподавали английский язык в Лхасе. «Наша кармическая связь очень сильна!» ‒ говорил лама позже. Также на пудже присутствовало много местных китайцев – завороженных и любопытных зевак.
Это сильное и трогательное событие послужило достойным завершением визита ламы Еше на родину.Он признался, что всегда хотел побывать на родине «как турист и повидатьсяс семьей перед смертью».
Выдержки из статьи, опубликованной в первом выпуске журнала Wisdom Magazine, 1983 г. Эта история включена в биографию ламы Йеше «Бесконечная любовь», написанную Адель Халс. Она будет выпущена Архивом мудрости ламы Йеше в 2012 году.