Опубликовал: Валерий Павлов 21 Август 2012. Опубликовано в Новости сайтов
Вот уже много лет Центральный хурул Республики Калмыкии, под духовным руководством шаджин-ламы Тэло Тулку Ринпоче проводит для верующих людей паломничество по святым местам, связанных с именем Будды Шакьямуни, а также поездки на Учение, которое дарует Его Святейшество Далай-лама XIVбуддистам России. Традиция паломничества возрождается в республике, так как и в родных калмыцких степях есть немало мест, священных для каждого калмыка. Поэтому каждый год небольшие группы, посещают такие места.
В начале августа группа паломников побывала в таких святых местах.
Это паломничество было организовано в рамках празднования 20-летия Тэло Тулку Ринпоче на постушаджин-ламы Калмыкии. Отправляясь в паломничество, наши верующие хотели еще раз напомнить всем о таких необычно привлекательных местах.
Вот что рассказывают участники паломничества.
— Первый пункт нашего путешествия — город Лагань, в котором есть хурул, возведенный одним из первыхв республике,в котором служат молодые гелюнги: Зунду-багшии Чингиз-гелюнг.Рано утром,на рассвете,у ворот хурула нас встречал Зунду-багши, чтобы с нами увидеть раскрывающиеся лотосы в дельте Волги. По протокам, по которым наши проводники мастерски ведут свои лодки, мы увидели цветущие растения. Лотосы распространяли необычайно тонкий аромат и выглядели прекрасно. Целое поле этих священных цветов привели в восторг паломников. Вдоволь насмотревшись на дивные цветы, мы затем совершили обряд подношения нагам и прочитали мантры.
В дельте Волги можно увидеть множество различных птиц, которые кружат над водной гладью, протоки, заманчиво притягивающие к себе, все это спокойствие и умиротворение помогло осознать, для чего мы совершаем путешествие. Наши учителя учат нас самосовершенствованию и осознанности, думаю, что и окружающий мир также учит нас этому. Уставшие и довольныемы вернулисьв хурул. Вечером, совершив обходы вокруг хурула, все вместе стали читали мантры и молитвы, сочиненные ламой Зонквой: краткое содержание «Лам-Рима», «Три основы пути», а также «Ганден Лхагьяма» (Сто божеств небес Тушита), «Йонтен щикьюрма» (основ всех достоинств), восхваление Двадцать одной Таре.
Рано утром совершили обряд Сангсоль, так как этот день по лунному календарю был днем выхода нагов. Сангсоль — подношение благовонного дыма божествам и духам местности. В подношение входят три белых и три сладких субстанции. Три белых — молоко, масло сливочное, простокваша и трисладких — сахар, патока и мед, смешанных мукой. Все подносится посредством огня, запахами. Завершили наш утренний ритуал подношением Серджима – золотого напитка защитникам-защитникам.
Лаганский хурул далеко не обычный храм, так как его благословил наш Учитель Его Святейшество Далай-ламаи даровал Дхарму в далеком1992 году. Поэтому хурул «Лагань Дарделинг» является местом паломничества не только для жителей Лагани и всех калмыков.
Наша группа хотела бы передать огромное спасибо настоятелю Лаганского хурула Зунду-багше, монаху Чингизе-гелюнгуи работникам хурула, принявших нас как самых дорогих гостей. Мы увидели как тепло и радушно они встречали не только нас, но и каждого кто прибывает к нимв гости.
Мы благодарны Зунду-багши, который несмотря на свою занятость, отправился с намив паломничествои помогал нам во всем, и в совершении ритуалов и в обустройстве, показывая истинное милосердие и состраданиемонаха-гелюнга.
Наш путь лежит в поселок Речное. Паром возле поселка Замьяны, названного в честь калмыцкого нойона, переправил нас через Волгу. Паром ходит каждые два часа с 7 утра до 20 вечераи стоит200 рублейза машину.Мы отправилисьв сторону Хошеутовского хурула. По пути заехали на соленое озеро, известное своими лечебными свойствами. Наш водитель, Борис, родом из этих мест и, конечно же, поведал нам много интересного о своем родном крае, где когда-то тоже жили калмыки.
И только в сумеркахмы увидели хурул. На подъездек поселку все стали фотографировать его, каждый сделал свой снимок и вроде бы ракурс один и тоже,но фотографии получились разные. Проселочная дорога привела нас прямо к зданию храма, увенчанному высокой башней. И вот перед нами исторический памятник, наполовину отреставрированный, притягательный и восхитительный. Хурул был закрыт, и мы стали искать женщину, ту, которая вот уже полвека служит верой и правдой калмыцкому храму. Но, так и не встретив ее, мы нашли ключ у молодых людей, строителей. Немного стало жаль, что идет реконструкция хурула, ведь новая штукатурка закрыла старую кладку, произведенную умелым мастером, будут закрыты и кирпичис тавром калмыцких нойонов. Но есть надежда, что прекрасное произведение архитектурного искусства вновь будет радовать путников. Надеемся, что Хошеутовский хурул восстановят в первозданном виде, с его прекрасной колоннадой, он будет таким, каким мы видим его на гравюрахXVIII века. Вошли в храм, увидели строительные материалы и самодельный алтарь, на котором разложены подношения. И опятьмы удивились тому, каким величественным и прекрасным был собор, в котором проводились ритуалы и молебны для верующих людей, и не разрушили его долгие годы забвения. С трепетоммы совершили ритуал подношения и стали читать мантры Будды Шакьямуни, Манджушри, Зеленой Тары, хранительнице очага, и Авалокитешвары «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Когда уже совсем стемнело, мы покинули древний храм и направились, чтобы с рассветом подняться на вершину священной горы Богдо.
На Богдо-уул, так называли ее наши предки, так называют ее и сейчас,в конце 90-х годов стали выезжать калмыки и совершать обряд поклонения земле, как когда-тов старину делали это наши дедушки и бабушки.Наше паломничествоне могло оставить без внимания это священное для калмыков место.
В три часа ночи мы подъехалик подножию,и увидели шлагбаум и вагончики, как оказалось в нем находились работники заповедника, которые объяснили нам, что на территорию заповедника въезд запрещен. Ко всемуза входна территорию заповедника нужно заплатить (см. фото.)170 рублейс человека,но узнав, что мы паломники запросили по 140 рублей.
На рассвете мы поднялисьна вершинуи увидели окружающий простор, озеро Баскунчак, похожее на раковину, заполненное поваренной солью. Необычна и гора Богдо – одна из его сторон имеет красный оттенок. Это объясняется большой концентрацией различных металлов. По преданию, гора Богдо стояла прежде на берегах реки Урала, но двое святых калмыков задумали перенести ее на берега Волги. После долгих постов и молитв, калмыки взвалили гору Большое Богдо себе на плечии понесли по нескончаемым знойным степям, но одиниз них упал под тяжестью ноши в ту минуту, когда он увидел прекрасную местную женщину, и в его голове мелькнула греховная мысль. Гора придавила его и оросилась кровью, отчего одна её сторона красная до сих пор.
На вершине горы мы также совершили ритуалы «Щидак торма» (подношение владыкам местности), «Сангсоль», «Серджим» и вывесили флажки удачи Ки мерн, которых и так было большое множество, оставленные до нас другими паломниками. Не хотелось уходить с этого поистине удивительного место, но мы должны были вернуться к 9 часам.
Уезжали мы с большим сожалением и надеждой вновь увидеть это священное, привлекающее каждого калмыка, место. Нам повезло, недалеко у поселка Бугор ходит паром через Ахтубу, на неммы переправилисьна остров, поплутав по острову, добрались до берега Волги.
В Цаган-Аманемы поселилисьв небольшой гостинице, любезно предоставленной нашим другом Вячеславом, которая располагалась в небольшом поселке Кильтка. Именно здесь находится один из красивейших современных буддийских храмов Калмыкии – Цаган-Аманский хурул,
После долгой продолжительной дороги, все решили пойти на берег Волги и отдохнуть.Интересно то, что в каждый пункт нашего путешествия мы прибывалина закате, как говорили калмыки, новый день встречали на новом месте.
Уже вечером мы решили утром сходить в хурул,а затем начать читать Сутру «Алтн герел» (Сутра Золотого света).
Утром мы отправилиськ хурулу, красивый и нарядный,он словно ждал нас. Внутри никого не было и мы поклонились Будде Шакьямуни, осмотрели убранство храма, было видно, что прихожане любят и заботятсяо своем хуруле. Рядом с хурулом находится домик Тугмед Гавджи, который в годы воинствующего атеизма был опорой и духовным наставником для многих калмыков.
Дождавшись настоятеля, который принимал прихожан, мы поприветствовали его и объяснили цель своей поездки. Бальджинима-лама обрадовался нашему визиту и пригласилв свою комнату. Настоятель рассказал нам о двух своих поездках в Тибет в1994 и в 2000 годах.Он побывалв монастырях «Лавран» и «Кумбум» (монастырь Зунква-гегяна).В Лхасе поклонился святыням — дворцу Потале и монастырю «Джоканг», и рассказал, как тяжело степняку находится так высоко над уровнем моря. Вечером на ужине наша беседа продолжилась, где Бальджинима-лама вспомнил годы учебы в Монголиии начало возрождения буддийского учение на калмыцкой земле.
Здесь у хурула Цаган Амана мы с благоговением читали Сутру «Алтн герел». А затеммы решили также прочитать тексты, почитаемые в гелугпинской традиции: а именно, «Восхваление взаимозависимой связи», «Три основы пути» Зунква-гегяна «Краткий Лам-Рим»и многие другие.
На следующий день мы решили прочитать двадцать один раз «Восхваление Двадцать одной Таре» и этим закончить наш паломнический тур.
От всей поездки осталось ощущение полезного и благого проведения времени. В паломничестве проведение ритуалов, чтение мантр, обход священных мест — очень благая духовная практика. И очень хорошо, что она у нас возрождается.