Печать

Досточтимый геше Лхакдор дарует Учение в Туве

Опубликовал: Валерий Павлов 17 Сентябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов

  title=В эти дни в актовых залах Тувинского госуниверситета, Автодорожного техникума и Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров (ТГИПиПКК) проводились лекции доктора буддийской философии, Геше Лхакдора.

В этом году распространение буддийского учения среди населения обретает особый смысл. Дело в том, что с первого сентября во всех школах республики, как и по всей стране, введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» для младших школьников. С введением этого предмета в школьное расписание у родителей появилась возможность установить новые формы сотрудничества со школой в сфере совместного воспитания детей по изучению дидактического потенциала религиозных культур.

В этой связи с 12 по 14 сентября в ТГИПиПКК был организован учебный семинар с участием прибывшего в Туву директора Библиотеки тибетских трудов и архивов досточтимого геше Лхакдора «Преподавание религий в школе условиях современного общества» в объеме 36 часов для учителей школ республики, по окончании, которого был выдан сертификат. Учителя 4 и 5 классов начальной школы примут на себе «первый удар» испытания процессом взаимодействия религии и школьного образования, причем именно по тематике буддизма, т. к. более 70% школьников Тувы выбрали эту религию.

Одним из принципиально значимых советов досточтимого геше Лхакдора является наставление о чрезвычайной пользе «Четырех благородных истин» для детей: «Очень важно, чтобы дети в первую очередь ознакомились с «Четырьмя благородными истинами». Эти истины — основа буддийского учения. Это первое учение, которое Будда даровал людям».

Геше Лхакдор подробно объяснил, в каком ключе необходимо доносить детям о «Четырех благородных истинах»: «Будда видел, что все живые существа хотят счастья. Видел, что иногда они не получают достаточного счастья. Будда задумался: «Как же сделать так, чтобы все люди получили вдоволь счастья?» — «Если есть счастье, значит, есть причины счастья. Надо создать причины счастья. Если есть страдание, значит, есть причины страданий. Если у страдания есть причины, то следует узнать причину страдания. От страданий можно избавиться. Счастье можно создать. Но ничего не получится, если мы не будем стремиться избавиться от страданий, создать счастье. Мы все должны сделать сами. Прежде всего, мы должны осознать, что это мы, сами являемся источником возникновения причины страдания и счастья. Если мы сами о себе не позаботимся, никто о нас не будет заботиться.
  title=
Во-вторых, необходимо знать, что счастье без страдания не бывает. Не стоит удивляться: «Что за такая религия! Какой пессимизм!» Буддизм — практичная религия. Нельзя видеть жизнь под углом как- будто «все хорошо, все замечательно». Если есть день и ночь, следовательно, есть счастье и страдание. Допустим, что ночь вообще не существует. Если бы не было ночи, то всем пришлось бы работать круглосуточно, не отдыхая. За ночное время наши раны излечиваются. Поэтому существует ночь. Поэтому, когда слышите слово «страдание», не нужно сильно пугаться. Шантидева сказал: «Страдание – это введение в счастье». Если мы не будем знать, что такое страдание, то мы не можем достичь счастья. Чтобы быть по-настоящему, счастливым человеком, необходимо найти надежный источник счастья, откуда берешь, черпаешь счастье. Если у человека ненадежный источник счастья, то долговременного счастья не получится. Не удивляйтесь падениям и взлетам. Это страдания изменчивости. Они рождаются из обусловленного страдания. Они находятся под воздейств
ием загрязненных эмоций: зависть, привязанность, жадность, неведение. Это и есть причины страданий. Их надо искоренить, чтобы практиковать счастье и любовь.

Неведение — это неправильное восприятие реальности. Из этого неведения рождается корень всех проблем. Оно уничтожает наше счастье. Неведение – это враг, которого необходимо уничтожить. Существуют два типа неведения: «отсутствие знаний» и «искаженное представление о реальности». Необходимо постоянно познавать, получать новые знания. Мы должны постоянно обновлять себя новыми знаниями, подобно тому, как обновляются мобильные телефоны, компьютеры. Мы должны научиться смотреть в настоящую реальность. Например, посмотрим на наше тело, на настоящую реальность нашего тела, нашей самости. Мы несколько раз помыли наше тело и думаем: «я — чистый, красивый». А внутри у нас — согласно реальному положению вещей, плохо. Чем больше человек упивается своей чистотой, тем больше он одержим собой. Надо думать по-другому: если ты, проживая свою жизнь, сделаешь счастливым жизнь хотя бы 20 человек, то считай, что твоя цель в жизни достигнута».

После прочтения лекции ученым, состоялась оживленная дискуссия среди участников семинара. Учителей, прибывших со всех концов республики, интересовали вопросы на тему соотношения сил и возможностей педагогического и религиозного воспитания. Обсуждались вопросы и по поводу некоторых неточностей в учебнике «Основы буддийской культуры».

Алена СОНАМ,
электронный журнал «Новые исследования Тувы»

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=11571