Печать

Тэло Тулку Ринпоче освятил место, где у волжских калмыков стоял хурул «Джером Кошар»

Опубликовал: Валерий Павлов 18 Сентябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов

Шаджин-лама РК Тэло Тулку Ринпоче у места хурула "Джером Кошар"Лиманский район, Астрахзанская областьВо время краткого визита шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче в Лиманский район Астраханской области, буддисты показали Ринпоче местность, где под тибетским названием Джером Кошар, когда-то стоял буддийский хурул.

От села Бударино мы ехали туда через Лиман, миновали Яндыки и перевалили через железнодорожный переезд. Вот тут-то старожилы заблудились. Мы свернули на полевую дорогу, и она привела нас к озеру, вокруг которого не было ни единого камыша, что весьма не характерно для низовий Волги. Пришлось снова вернуться к железнодорожному переезду, свернуть на другую дорогу и   по пыльной дороги устремиться на юг.

Примерно 150 лет назад здесь появилась и воплотилась идея шаджин-ламы калмыцкого народа Гелика возвести в урочище Чедыр хурул Джером Кошар.

Но что означают слова Джером Кошар? Так на тибетском языке называется  древнейшая ступа в Непале. Ступа была построена в 6 веке нашей эры и в древних свитках Индии, Тибета и Непала о ней говорится как об одной из основных святынь буддизма. На четырёхгранной вершине ступы расположены Любящие глаза Будды смотрят в разные стороны света. Огромное основание ступы является символом Земли, а свод-полусфера за ним символизирует Воду.  Высокий шпиль символизирует стихию  Огня, зонтик над ним символизирует воздух. Священное сооружение Боднатх одно из самых больших в мире и является памятником  всемирного наследия.

Джером Кошар можно дословно перевести «согласно приказу» и это соответствует легенде, по которой  была возведена ступа Боднатх. Во времена Будды Кашьяпы одна бедная женщина решила возвести ступу на месте, где были похоронены останки этого великого мудреца. С просьбой выделить землю на строительство она пришла  к королю. Денег было мало, и король сказал, что на такие деньги она может купить только очень маленький участок. Женщина попросила хотя бы такой участок, который накрыла шкура буйвола. Король согласился, сказав, что женщина может выбрать участок, накрыть его шкурой буйвола, а он отправит землемеров, те его размерят и официально закрепят за ней. Когда землемеры пришли чтобы замерять участок, то немало удивились. Женщина разрезала шкуру буйвола на тонкие полоски, связала их вместе и расстелила на земле. Получился огромный круг. Землемеры не могли не выполнить приказ короля и закрепили этот участок за ней. Именно на  этой земле, согласно легенде, и была построена ступа Боднатх.

Ступа Боднатх ( тиб.Джером Кошар) Непал

Но какое отношение имеет местность в Астраханской области к Джером Кошар? Ответ я нашла в статье Эльзы Бакаевой, опубликованной в журнале «Буддизм в России» № 39 2005 года.

В статье говорится о том, что шаджин-ламой Калмыцкого народа в 1852 году был избран старший багши Харахусовского улуса лама Гелик. Лама Гелик находился в должности духовного главы калмыков на протяжении шести лет, с 1852 до 1858 г. В эти годы царская администрация целенаправленно проводила политику сокращения штатов духовенства и количества буддийских монастырей в Калмыкии.

Шаджин-лама Гелик всеми силами стремился сохранить количество хурулов и монахов. Он умел отстаивать интересы церкви и за свой счет  в урочище Чедыр открыл новый хурул, который позволял сохранить  штат священнослужителей, назвал его Джером Кошер. Но в народе его чаще называли цаца-хурул или  Малый Дугаров хурул.

По воспоминаниям старожилов ребята нарисовали этот дом, на его крыше  было установлено много небольших красивых ступ. Он был из камня, на его строительство шаджин-лама Гелик выделил 4000 рублей, остальные — тысячу сто десять рублей пожертвовал его племянник Тапка Геликов. Он же и достроил здание после смерти ламы Гелика. А в 1864 году хурул из владения бывшего шаджин-ламы был передан в распоряжение Буюнтукова и Дугарова.

Джером Кошер по воспоминаниям стариков

Как пишет Эльза Бакаева: «Просуществовал он до 20-ых годов ХХ века. В 1925 году в аймаках Яндыко-Мочажного улуса были проведены “слияния” хурулов. В результате “по решению” объединенного собрания духовенства и верующих всего в улусе были оставлены шесть хурулов: Долбанский, Багацатанский, Бугутский, Багутовский, Харахусовский, Багацохуровский, Батутовский. И тот самый хурул“Джаран Кашар”, позже именованный “цаца_хурул”, или Дугаров Малый, стал частью Харахусовского аймачного хурула».

Вскоре все буддийские храмы калмыков были разгромлены. От хурула остался холм, на котором жители Лиманского районы возвели маленький субурган. Они хотят построить здесь молельный дом — копию прежнего Джером Кошера, название которого каким-то особым образом связывает калмыков с Тибетом — священным хранилищем учения  и Непалом — жемчужиной Гималаев, известной великолепной старинной ступой Боднатх (по-тибетски Джером Кошер).

Прошло 87 лет, как не стало на калмыцкой земле хурула Джером Кошер. Ничто не напоминает о нем. Здесь тихо, сумрачно, нет умиротворения, наоборот становится как-то тревожно и немного не по себе.

Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче пробыл здесь недолго, он вместе с монахами провел обряд благословения местности. Освященные зерна риса взлетали к синему небу. Это как дивные цветы возносятся в воздух, падают на землю, чтобы произрасти, благословить и украсить эту истерзанную землю.

Нина ШАЛДУНОВА, фото автора


Буддизм в Калмыкии:http://khurul.ru/?p=11588