Опубликовал: Валерий Павлов 22 Сентябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов
Массури, Индия. 17 сентября2012 г. – Его Святейшество Далай-лама стал главным гостем на праздновании 50-летия со дня основания Фонда «Тибетские дома» (Tibetan Homes Foundation) в Хэппи-Вэллейв Массури.Рано утром прошел сильный дождь, и земля была еще мокрая, но этоне помешало учащимся из разных школ Фонда, ученикам школ в местных пригородов, таких как Раджпур и Ришикеш,и ученикам Центральной школы для тибетцев (Central School for Tibetans) в Хэппи-Вэллей пройти торжественным маршем под бой барабанов. Когда дети выстроились на площадке, все зрители встали и вместе исполнили государственный гимн Индии, а затеми тибетскийнациональный гимн.
Генеральный секретарь Фонда поприветствовал Его Святейшество Далай-ламуи зачитал отчет. За ним выступил директор Центральной школы для Тибетцев. Учащиеся исполнили традиционные песни и танцы трех исторических провинций Тибета. Его Святейшество представил собравшимся альбом, посвященный юбилею Фонда, и рассказал, что его фотография с пандитой Неру, вынесенная на обложку альбома, была сделана неподалеку отсюда в Бирла-Хаус, где он останавливалсяв апреле1959-го года.
Затем с речью выступил Гельмут Кутин, бывший президент организации SOS Kinderdorf, с которой Фонд «Тибетские дома» связывает многолетнее сотрудничество, и другие официальные лица. После этого слово было предоставлено Его Святейшеству Далай-ламе, который начал свое обращение к ученикам, сотрудникам и друзьям школы такими словами: «Сегодня мы празднуем 50-летие Фонда, и я поздравляю всех, благодаря чьим усилиям Фонд успешно работал все эти годы. Девиз Фонда – не терять надежду и всегда помнить о нашей родине. Я считаю, что это очень хороший совет».
«Наши индийские друзья тепло говорили о долгой истории дружеских отношений между Индией и Тибетом,о наших связях, которые не имели ничего общего ни с экономикой, ни с вооружениями,но которые были связью между учителем и учеником.Как заметил один из тибетских мыслителей, пусть цветом, символизировавшим Землю снегов, всегда был белый, но в Тибете царил мрак до тех пор, пока его не озарил свет мудрости, пришедший из Индии.В 7-м и 8-м веках великие индийские наставники, философы и логики, такие как Шантаракшита и его ученик Камалашила, а также Падмасабхава, пришли в Тибети стали распространять там свое учение». «Похоже, сегодня многие люди полагают, что буддизм – это только молитвы, в то время как в нем основной упор делается на изучениеи формирование ума. Чтобы практиковать, вы должны принять во внимание природу реальности внешнего мира и, что особенно важно, внутреннего. Сейчас протекают два встречных процесса: буддизм учится у западной науки, а ученые учатся у буддизма».
«На индивидуальном уровне каждый человек может извлечь для себя пользу из культуры тибетского буддизма, изучая, как контролировать свои эмоции. Столкнувшись с проблемами,мы сможем успешнее их решить, если наш ум будет в спокойном, умиротворенном состоянии. Это то, что делает наше наследие столь ценным, и то, чем мы по праву гордимся».
Напомнив, что он сложилс себя все политические полномочия, Его Святейшество отметил, что теперь он предпочитаетне комментировать политическую ситуацию в Тибете. Однако, выступая в школе Вудсток, он сказал, что если взглянуть на положениев Тибете, то оно может показаться очень мрачным. Но если взглянуть на проблемув более широком контексте, то мы увидим, что надежда есть.
«Проблемы в Тибете начались, когда к нам заявились незваные вооруженные гости и обосновалисьна наших землях. В Тибете была собственная система административного и экономического управления, однако, они отвергли ее под предлогом того, что эта система отсталая. Они дошлидо того, что чуть лине пытались учить нас правильно есть цампу. Они не желают смотреть шире, их интересует лишь контроль над Тибетом. С другой стороны, разобравшись в ситуации, многие представители китайской интеллигенции начинают поддерживать нашу позицию; все больше и больше китайских буддистов проявляют интерес к тибетскому буддизму. В Тибете люди сохраняют надежду, а мы, живущие в эмиграции свободны».
После обеда Его Святейшество посетил фотовыставку, посвященную 50-летию фонда «Тибетские дома», и встретилсясо спонсорамии зарубежными друзьями, поблагодарив их от лица тибетского народа за поддержку проекта, при помощи образования помогающего сохранять у тибетских детей чувство национальной принадлежности и тибетскую культуру.
Затем Его Святейшество Далай-лама посетил школу Уинберга Аллена. Директор школы представил Его Святейшество ученикам и сотрудниками поблагодарилза то, что он смог найти время для визита, несмотря на то, что приглашение было сделано за очень короткий срок. В ответ Его Святейшество сказал: «Дорогие братья и сестры,а также мои юные братья и сестры,вы сказали, что чуть не опоздалис приглашением, но я всегдас радостью встречаюсь с молодыми людьми. Время всегда идет вперед, и нет такой силы, что могла бы его остановить. Мое поколение, люди, которым сейчас за 60–70 лет, принадлежит двадцатому веку, который уже прошел. Те же, кто моложе двадцати лет, принадлежат уже к двадцать первому веку. Именно от них будет зависеть, каким станет наше будущее».
«Двадцатый век стал свидетелем неслыханного кровопролития, по некоторым данным 200 миллионов человек погибли насильственной смертью. Если мы хотим, чтобы новый век стал более мирным, то нам надо не молиться,а действовать.В действительности будущее нашего мира находится в руках самих людей. Станет лион счастливым или несчастным, зависит от поколения молодых людей двадцать первого века. Я надеюсь, что ваши усилия принесут достойные плоды, которые мое поколение вряд ли увидит. Вот почему мне так нравится встречаться с молодежью».
Далее Его Святейшество выделил несколько факторов, внушающих серьезные опасения: огромный разрыв между богатыми и бедными, небывалый размах коррупции и насилияна уровне семьи, государства и в международных масштабах. По его мнению, все это означает, что что-тоне так.Далай-лама сказал, что человек не рождается злонамеренным, ведь по природе своей люди наделены добротой. Те, кто в детстве получает достаточно доброты и заботы, вырастают более спокойными и внимательнымик нуждам окружающих. Возможно, они лучше учатся и в целом обладают более крепким здоровьем. Те же, кто мало заботится о других, как правило, бывают подозрительными, недоверчивыми и одинокими людьми. Это противоречит человеческой природе, ведь мы – общественные животные.
«Чтобы ваша жизнь была полноценной, нужно заботиться о других, уважать общечеловеческие ценности и взращивать внутреннее умиротворение».
На вопрос одного из учеников, что можно сделать, чтобы помочь построению мира на Земле, Его Святейшество ответил, что зачастую задачи, встающие перед нами, столь велики, что кажется, никто не сможетс ними справиться. Но поскольку насилие – дело рук самих людей, значит, людям должно быть под силу его остановить. Конечно, нельзя ожидать, что все семь миллиардов людей, живущих сегодня на планете, вдруг станут вместе трудиться на благо мира, но начинать надо на индивидуальном уровне. В качестве примера того, что может сделать один человек, Далай-лама привел Будду, которые начинал даровать свои учения всего пяти ученикам, а они уже распространили послание Будды, и число его последователей выросло.
Другой ученик поинтересовался, как достичь покоя ума. Его Святейшество ответил: «Как буддист я не одобряю то, как нынче обстоят дела с буддийской практикой, которая слишком часто сводится к проведению церемоний и ритуалов. Правильные занятия практикой подразумевают, что мы применяем собственный интеллект с целью преобразовать негативные эмоции. Я человеки тоже испытывают разрушительные эмоции. Разница лишь в том, что я пользуюсь способностью к анализу, чтобы отделить полезные эмоции от вредных.А затем стараюсь ограничивать вредные эмоции и культивировать полезные. Такая практика приносит мне умиротворенное состояние ума».
Последний вопрос, на который ответил Его Святейшество, был, что означает «внутреннее умиротворение». «Внутреннее умиротворение – это внутреннее умиротворение! – пошутил Далай-лама. – Если ваш ум находится в умиротворенном состоянии, то это означает, что вы расслабленыне только физически, но и ментально.При этом ваш ум не притуплен,он сохраняет бдительность. Допустим, с вами произошло что-то негативное. Если вы посмотритена произошедшее изолированного от всего другого, то вам может показаться, что это явление негативно на все сто процентов. Если жевы взглянетев более широком контексте, то сможете увидеть и некоторые позитивные стороны тоже, что придаст вам внутренних сил, снизит уровень страха и беспокойства. Когда у вас есть внутреннее умиротворение, то ум ваш сохраняет невозмутимость, что быни произошло. Самое важное, справиться с возмутителями спокойствия в своем собственном уме!»
На следующий Его Святейшество даст краткое пояснение по принятию прибежища и зарождению Бодхичитты ученикам школы фонда «Тибетские дома», а затем вернется в Дхарамсалу.