Печать

На родине первого бурятского ученого с европейским образованием

Опубликовал: Валерий Павлов 25 Сентябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов

22 сентября 2012 года в с. Нижний Ичетуй Джидинского района Республики Бурятия, родном селе первого бурятского ученого с мировым именем Доржи Банзарова (1822–1855 гг.), в честь его 190-летия со дня рождения благодарные потомки, его земляки — ширээтэ ламы всех дацанов Джидинского района провели торжественный хурал и спортивный праздник «Эрын Гурбан Наадан».

Почетными гостями праздника были: XXIV Пандито Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев, зам.председателя Народного Хурала Республики Бурятия Цыденжап Батуев, председатель районного Совета МО «Джидинский район» Булат Доржиев, Засаг лама Иволгинского дацана Содбо Айсуев и другие приглашенные лица.

Научная общественность г. Улан-Удэ, городская интеллигенция, краеведы Бурятии и жители Джидинского района в течение текущего года провели ряд мероприятий, посвященных памяти Доржи Банзарова. Знаковым событием стало то, что буддийское духовенство Бурятии завершило большим духовным праздником эти юбилейные торжества.

Хамбо лама Дамба Аюшеев, высоко оценивая роль и значение первого бурятского ученого, его вклад в развитие бурятской науки, распространения славы бурятского народа, выступая на торжественном открытии мероприятия, особо подчеркнул преданность Доржи Банзарова своей малой родине, которой он, несмотря ни на что, остался верен и служил до последних дней, через свои научные труды открывая Западу загадочный мир кочевников Центральной Азии, их быт, культуру, верования, традиции.

Хамбо лама, искренне ратующий за возвращение бурятского народа к корням, к истокам, за возвращение к гармоничной жизни на ладонях родной земли – своей колыбели, к традиционному образу жизни в современных условиях, к обретению внутреннего баланса человека между глобализацией и традиционной культурой, к обретению гармонии духовного и материального, привел в пример отношение Доржи Банзарова к родине, еще раз дав понять нам, что обретение смысла жизни в городе или где-то в других краях и весях невозможно, потому что тот, кто предал родную землю, никогда не будет счастлив на чужбине. Это самая большая иллюзия, от которой мы должны избавиться&helli

; И в искренней любви к малой родине, в ее возрождении, в возвращении ей долга, вскормившей тебя и давшей окрепнуть твоим крыльям, в поддержке родителей, близких, родных, друзей, своих учителей, всех своих земляков – знакомых и незнакомых, живущих здесь, в даровании им радости и вдохновения, пусть даже если и мало причин для этого, все это и есть наш общий духовный долг…

О Доржи Банзарове

Доржи Банзаров родился в Ичетуе Селенгинской степной думы в семье урядника бурятского казачьего полка Банзара Борхонова и Солиндой Бардуевой, рода табангут, пятым сыном. В 9 лет закончил Харацайское приходское училище. Будучи одним из лучших выпускников Кяхтинской (Троицкосавской) войсковой русско-монгольской школы, готовившей писарей, переводчиков и урядников пограничного правления для службы на границе, в возрасте 13 лет, по ходатайству Селенгинского тайши Н. Вампилова, в январе 1836 г., вместе со своими товарищами Гырылом Будаевым, Цокто Чимитовым, Доржи Буянтуевым, был принят в гимназию Казанского университета на казенное содержание. А привез их в Казань и благословил на успешную учебу Галсан лама Никитуев. В июне 1842 года выпускник Банзаров блестяще выдержал все экзамены, и был единственный, кто был награжден золотой медалью! Он сразу же был принят на восточное отделение философского факультета. 5 июня 1846 года успешно защитив диссертацию на тему «Черная вера, или Шаманство у монголов", он стал первым бурятским ученым, получившим на Западе высшее образование и ученую степень кандидата наук.

Высокообразованный юноша-инородец из далекой сибирской глуши, где, как считали, нет места просвещению и образованию, где живут темные и дикие племена кочевников-монголов и лесных народов, поразил весь российский научный мир своего времени глубочайшими познаниями европейских и восточных языков, гуманитарных наук! Кроме родного бурятского, он владел русским, немецким, французским, английским, латинским, монгольским, калмыцким, уйгурским, манчжурским, тюркским, татарским, санскритским и тибетским языками, был знатоком-энциклопедистом таких непростых наук, как история, этнография, философия и сопредельных с ними.

Великий ученый Николай Лобачевский и другие преподаватели Казанского университета, тогда еще филиала Московского университета, прочили удивительному бурятскому юноше блестящее академическое будущее в Петербурге и Москве, в старейших научных центрах Европы. Его называли бурятским гением, самородком, бурятским Ломоносовым… С его мнением считались выдающиеся ученые-историки, философы, этнографы, монголоведы России и зарубежья.

Но Доржи Банзаров, совсем немного пробыв в Петербурге – всего 6 месяцев 1848 г., горячо любивший свою родную Джиду, не прельстился славой и блеском в высшем столичном научном обществе. При всей своей энциклопедической образованности он, простой бурятский юноша, был скромен и прост. По личному приглашению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Муравьева Доржи Банзаров в 1850 г. прибыл в г. Иркутск, где и начал государственную службу в Губернском Управлении чиновником по особым поручениям. По долгу службы внес важнейшие исправления в бурятские названия сел, гор, рек и озер на картах Сибири. На них же уточнил границы между Россией и Китаем, что было весьма важно для государства в рамках его внутренней и внешней политики. В тот период жизни Доржи Банзаров своим близким людям признавался, что рутинная работа чиновника не дает ему широких возможностей для научной работы.

Доржи Банзаров первым познакомил русскоязычный западный мир с буддийскими традициями. Его историко-этнографическое исследование „Белый месяц. Празднование Нового года у монголов“ открыло россиянам глубокий внутренний мир кочевников-буддистов, которые вот уже более ста лет верой и правдой служили царскому трону и охраняли южные рубежи Российской империи. Перевел важнейший для буддизма России текст „Путешествие Зая Хамбы в Тибет“. А его труды „О происхождении монголов“, „Об ойратах и уйгурах“ внесли бесценный вклад в изучение истории и культурных традиций народов центрально-азиатского региона. Также Доржи Банзаров изучал историю происхождения сойотов и тувинцев.

Но особой, поистине золотой строкой в историю государства Российского вписан его труд „Чингисов камень“. До Доржи Банзарова никто не знал, что высечено на этом удивительном камне, привезенном из Забайкалья и находящемся в Эрмитаже… А там было начертано, что слова эти написал князь Исунке, племянник Чингисхана, в 1227 году. Что он установил этот памятный камень в том самом месте, где родился Тэмуджин, будущий великий Чингисхан — на правом берегу реки Онон, у холма Делюн Болдок, в трех верстах от Кочуевского казачьего караула… Весь научный мир был потрясен этим открытием, ставшим сенсацией! Именно Доржи Банзаров положил конец всем домыслам по поводу места рождения Чингисхана. Отныне и навсегда стало известно, что родина величайшего полководца и правителя, покорителя мира находится на территории России…

Таким образом, великий сын бурятского народа, прославивший свою родину, уйдя в бессмертие, незримо присутствует рядом… В Иркутске его именем названа одна из улиц, в 1947 году в честь его 125-летия со дня рождения в г. Улан-Удэ улица Бурятская была переименована и получила новое название – улица Доржи Банзарова; также в этот год в г. Кяхта улица Селенгинская стала называться улицей Доржи Банзарова. А Бурят-Монгольскому институту (впоследствии БГПИ, ныне БГУ) было присвоено почетное звание — имени Доржи Банзарова. В 1957 году здесь был установлен памятник великому бурятскому ученому.

По окончании торжественной части праздника прошли спортивные соревнования „Эрын гурбан надаан“.

Протокол состязаний в борьбе бухэ барилдаан:

Мужчины
63 кг
1 Цыренжапов Арсалан Гэгэтуйский дацан
2 Очиров Баясхалан Баргузинский дацан
3 Буянов Алдар Баргузинский дацан

до 75 кг
1 Раднаев Алексей Курумканский дацан
2 Цыренов Константин Баргузинский дацан
3 Биликтуев Арсалан Курумканский дацан

свыше 75 кг
1 Максаров Цыбик Агинский дацан
2 Хабитуев Стас Баргузинский дацан
3 Биликтуев Арсалан Курумканский дацан

Юноши

до 40 кг
1 Данжалов Денис Санагинский дацан
2 Дурденков Александр Сартул Булагский дацан
3 Доржиев Олзон Иволгинский дацан

до 50 кг
1 Ульзутуев Зорикто Сартул Булагский дацан
2 Очиров Бабасан Балдан Брэйбун дацан
3 Банзаракцаев Буянто Сартул Булагский дацан

до 60 кг
1 Дондуков Аюр Тугнуйский дацан
2 Очиров Баясхалан Атаган Дырестуйский дацан
3 Цыбиков Намсарай Табангутский дацан

свыше 60 кг
1 Банзаракцаев Игорь Сартул Булагский дацан
2 Доржиев Роман Кыренский дацан
3 Молосоев Павел Атаган Дырестуйский дацан

Пресс служба Сангхи России

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=8438