Опубликовал: Валерий Павлов 03 Октябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов
Сергей Кузьмин (историк, автор книги «Скрытый Тибет»), Андрей Терентьев (буддолог, главный редактор журнала «Буддизм в России»)
В последнее время религиозная жизнь России ознаменовалась рядом событий, связанных с оскорблением религиозных чувств верующих: возмутительная выходка группы панк-женщинв храме Христа Спасителя в Москве, провокационный фильм «Невинность мусульман», в том числе в российском сегменте интернета и т. д.На фоне этих событий и их последствий, активно обсуждаемых российскими и зарубежными СМИ, остается в тени проблема другой традиционной конфессии РФ – буддийской. Тибетский буддизм школы Гэлуг исповедуют в Россиис давних времен: в Калмыкии – с XVII века, в Бурятиии Туве – с XVIII. Духовный лидер этой конфессии – Его Святейшество Далай-лама XIV. Получение от него наставлений и посвящений верующими, благословление священных построек и т. д. – важная часть религиозного культа российских буддистов. Ведь Далай-лама – величайший учитель, а важнейшее место в духовной практике северного (тибетского) буддизма занимает почитание духовного учителя – «ламы». По этой причине долгое время тибетский буддизм европейцы даже называли «ламаизмом». Но Далай-лама для буддистов не просто высший из Учителей.Как в христианстве Иисус Христос считается ипостасью Бога, так и Далай-ламав буддизме считается земным воплощением Будды сострадания – Авалокитешвары. Поэтому для верующих встреча с Далай-ламой подобна не встрече православного верующего с патриархом,а встречес самим Иисусом Христом! Вы представляете, какие чувства испытывают сейчас российские буддисты, узнав об очередном отклонении МИДом РФ просьбы о разрешенииДалай-ламе посетить Россию?
Далай-лама посещал Россию в 1979, 1982, 1986, 1991, 1992, 1994, 1996 и2004 годах. Последний визит в 2004 году был лишь двухдневным посещением Элисты. С тех пор приехать ему не разрешают, хотя российские буддисты много раз обращались за разрешениемв МИД РФ. Приходили стандартные ответы.
Например, в одномиз них МИД РФ объяснял отказ необходимостью «учета внешнеполитического фона» и «всей совокупности российских интересов». Были ссылкина трагические события в Тибетев марте2008 года,на попытки тибетских эмигрантов в разных странах помешать пекинской олимпиаде. Были ссылкина то, что посещение Далай-ламой России «было бы особенно болезненно воспринято Пекином в нынешнем юбилейном году нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне». Звучало все это странно: к событиям марта 2008 года привела политика пекинского руководства, а не Далай-ламы – который, кстати, многократно выступал за проведение олимпиады в Пекине.Наша победав войне была общей никак не с КНР (КНР тогда еще не существовало), а с гоминьдановским Китаем. Гоминьдан сохранил свою власть на Тайване.Туда беспрепятственно пускают Далай-ламу.
В 2009 году министр иностранных дел С. В. Лавров заявил, что готов рассмотреть возможность пастырского визита Далай-ламыв Россию,и что для такого визита нет никаких препятствий – в будущем.
В этом будущем мы живем.И чтомы видим?Все то же.Визу какне давали, так и не дают, хотя в 2012 годуДалай-лама сложил с себя все политические функции. Теперь он ужене политический руководитель Центральной тибетской администрации (в эмиграции),а только духовный лидер буддизма, и политическое измерение целиком исчезло из его деятельности. То есть даже юридически китайская сторона не имеет оснований высказывать претензии к Тензину Гьяцо – религиозному лидеру буддистов, лауреату Нобелевской премии мира, который официально отошел от политической деятельности. Однако 29 июня2012 года заместитель директора 1-го департамента Азии МИД РФ М. Барановна очередной запрос ответил, что заявление об уходеиз политики пока не привело«к налаживанию конструктивного диалога Далай-ламыс китайскими властями, которые по-прежнему негативно реагируют на любые международные контакты буддистского духовного лидера», и перевод диалога Далай-ламыс руководством КНР в конструктивное русло позволит ему в будущем приехать в Россию.Но Далай-лама более не имеет полномочий вести переговоры с КНР – теперь эта ответственность лежит на премьер-министре Центральной тибетской администрации. Поэтому никаких диалогов – ни конструктивных,ни неконструктивных – больше просто нет. Похоже, ни Пекин,ни МИД РФ этого просто не осознают.
На молодежном форуме «Селигер-2012» Президент России В. В. Путин, по сообщению РИА «Новости», так ответил на вопросо приглашении: «Для тех, кто не посвященв тонкости этого вопроса, могу сказать, что этот вопрос связан с позиционированиемв мирек Далай-ламене какк религиозному деятелю, а какк политическому. Мы, конечно, понимаем наших людей, наших граждан, которые в Калмыкии живут и ждут приезда Далай-ламы. Будем работать в этом направлении».
И вот, в сентябре этого года департамент информации и печати МИД РФ заявил РИА «Новости», что Далай-ламане обращалсяв МИДза визой.Это правда, потому что для приглашения высокопоставленных лиц МИДом предусмотрена процедура предварительного согласования планируемого визита. А ответ МИДа на коллективное обращение централизованных буддийских организаций РФ с просьбой согласовать этот визит был отрицательным. Заместитель директора 1-го департамента Азии Г. Зиновьев лишь перефразировал слова М. Барановаи добавил, что, «как и ранее, китайские власти крайне негативно оценивают международную деятельность Далай-ламы, которая, по их мнению, наносит прямой ущерб суверенитету и территориальной целостности Китая… Искренне надеемся, что перевод диалога с руководством КНР в конструктивное русло позволит Его Святейшеству совершить пастырскую поездку в нашу страну в обозримом будущем». Итак, все то же: пускать или нет Далай-ламу (кстати, не гражданина КНР) в Россию, определяют власти КНР, а власти РФ лишь послушно исполняют их решения. Переговоры представителей КНР и Далай-ламы за 50 лет действительно оказались безрезультатны, хотя тибетская сторона сделала важные уступки в своей позиции. Далай-лама уже давно отказался от требования восстановить независимость Тибета, более того, вообще отказался от политической власти, сделал и ряд других компромиссных шагов к решению тибетского вопроса. Но позиция китайской стороны никак не изменилась.Так что именно она не желает перевести диалог в конструктивное русло.
Переговоры предполагают взаимные компромиссы, а Пекин требует невозможного. Далай-лама, по его мнению, должен вести переговоры лишь о своем личном будущем, а не о тибетском вопросе. Он долженне только признать Тибет неотъемлемой частью КНР, но и признать, что Тибет с древних времен был частью Китая – т. е. солгать: согласиться на фальсификацию истории, что совершенно неприемлемо для любого буддийского верующего, тем более монаха, и, тем более, самого Далай-ламы.МИД РФ, похоже, и не пытается вникать в эти материи, а просто безоговорочно поддерживает Пекин.
Автора этой статьи пару лет назад посетил человек, представившийся сотрудником посольства КНР в Москве. Беседа была долгой. На вопросо том, почему Далай-ламуне пускаютв Россию – после долгих разговоров «вокруг да около», – он дал ответ, что это договоренность на высшем уровне.
А что Россия имеет от КНР? Низкокачественные китайские товары почти вытеснили из магазинов более хорошие товары других стран. Российское оружие, в изобилии проданное в КНР, там незаконно копируют. Китайская армия представляет угрозу для России. Выгода от сделок по поставкам углеводородов в КНР вызывает вопросы. Идея развивать Дальний Восток РФ с помощью КНР может привести к его потере. Ведь «для внутреннего потребления» в этой стране используется концепция «утраченных территорий» (то есть значительной части Сибири), что не менее важно, чем формальные соглашения на бумаге.В области политической КНР поддерживает Россию лишь там, где видит собственную выгоду. А в других случаях действует против России, как, например, в вопросео признании независимости Абхазии и Южной Осетии или влиянии в Центральной Азии.
Из ответов МИД РФ видно, что постоянный отказ Далай-ламев посещении российских буддистов определяется властями иностранного государства – КНР. Это смотрится примечательно на фоне принимаемого сейчас закона РФ об иностранных агентах… Интересы российских граждан приносятся в жертву интересам иностранцев. Патриотично ли это, даже если сограждан около 1 млн,а иностранцев – 1,3 млрд? Но самое главное: согласно российскому «Закону о свободе совести и религиозных объединениях», запрещается воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания. В данном же случае мы видим дискриминацию одной из традиционных конфессий России по религиозному принципу.