Печать

Его Святейшество Далай-лама в США. Беседа о сострадании со студентами Колледжа Вильгельма и Марии

Опубликовал: Валерий Павлов 12 Октябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов

  title=Вильямсбург, штат Виргиния, США, 10 октября 2012 года — После короткого перелета из Сиракуз, Его Святейшество прибыл в Вильямсбург, где в аэропорту его встречали Кеннет Цю, студент, Кевин Вос, профессор религиоведения, и Джереми Мартин, представитель администрации колледжа. В отеле Его Святейшеству выразил свое почтение Клайд Холман, мэр Вильямсбурга. После короткого отдыха и обеда, Его Святейшество направился в музей Мускарелл, где ректор колледжа, Джефф Трамелл, представил его группе гостей университета. Далай-лама ответил на приветствие словами:

«Я очень рад возможности посетить, пусть даже с коротким визитом, ваш колледж, который является вторым старейшим учебным заведением страны. Множество людей, вышедших отсюда в разные годы, внесли огромный вклад в развитие общества».

Его Святейшество рассказал собравшимся, что где бы он ни был, он старается выполнить три важных обязательства. Первое — продвижение общечеловеческих ценностей, развитие убеждения о том, что мы должны заботиться о других, потому что являемся частью человечества, и каждый из нас хочет быть счастливым. Второе обязательство заключается в содействии развитию межрелигиозного согласия и взаимопонимания. Все религиозные традиции несут одно и то же послание о любви, сострадании, терпимости. Когда же религиозные традиции сами становятся корнем конфликта, то это, как гласит тибетская поговорка, все равно, что медицина сама стала бы ядом. Такая борьба является результатом неведения, в то время как гармония должна быть основана, в первую очередь, на взаимном уважении. Третье обязательство было связано с Тибетом, но с прошлого года, пояснил Его Святейшество, он, наконец, смог передать политическую ответственность избранному руководству Тибета.

Обращаясь к восьмитысячной аудитории студентов колледжа с речью о сострадании, Его Святейшество произнес:

«Дорогие братья и сестрыя всегда стараюсь обращаться к людям именно так, потому что мы иногда склонны уделять слишком много внимания общественному положению и чинам, в то время как на самом деле все мы, в сущности, одинаковы. Кроме того, сегодня существуют проблемы, затрагивающие абсолютно всех. Посмотрите хотя бы на угрозу климатических изменений, или экономические кризисы, влияющие на каждого человека».
Часто говорят, что история повторяется, но Его Святейшество не согласен с этим утверждением. По его мнению, одна из наших ошибок заключается как раз в попытках справиться с новыми проблемами старыми методами. Например, намерение сместить диктатора и поддержать установление демократии в Ираке само по себе было справедливым, но применение силы на этом пути — устаревшее решение, породившее лишь новые проблемы. Его Святейшество считает очень важной трезвую оценку ситуации и использование реалистичного подхода к решению современных проблем.

Возвращаясь к утверждению, что все мы – равные человеческие существа, Его Святейшество привел в пример врачей, которые не спрашивают больных об их религиозных убеждениях, не интересуются их расовой принадлежностью или уровнем образования, а просто рассматривают их как людей, нуждающихся в лечении и помощи. Он уверен, что нам необходимо распространить такой подход на многие другие ситуации.

Говоря о человеческом сострадании, Его Святейшество упомянул, что забота о собственных детях свойственна не только человеку, но и другим млекопитающим. Это вид обычной, биологической и, в своем роде, несколько предвзятой привязанности. С другой стороны, через размышление мы можем прийти к необходимости расширения круга нашей любви и сострадания, вплоть до развития сострадания к своим врагам. Такая способность анализировать и осознавать свои долгосрочные интересы – исключительное преимущество человеческих существ. Однако, как только мы позволяем себе погрузиться в гнев, мы перестаем всецело опираться на интеллект. Именно поэтому так важно тренировать свое сознание и учиться избавляться от негативных эмоций.

«Я замечаю, что многие люди отрицают или игнорируют сострадание как нечто, связанное лишь с религией. И в то время как выбор веры — личное дело каждого, отрицание сострадания – это ошибка, потому что это чувство является источником духовного благополучия».
  title=
Свое выступление Далай-лама завершил словами: « Прошу вас не думать, что сострадание, любовь и доброта – это религиозные чувства; сострадательное поведение – это, в первую очередь, способ удовлетворения своих собственных интересов».

Среди заданных студентами вопросов, был вопрос об актуальности буддийского учения в двадцать первом веке. Его Святейшество обратился в ответ к такому высказыванию Будды: «не принимайте все, что я говорю лишь на веру, но изучайте, исследуйте и анализируйте мое учение». Его Святейшество подчеркнул, что подобный здоровый скептицизм может быть очень полезным для настоящего времени.
После публичной лекции Его Святейшество встретился с группой студентов университета, среди которых были и студенты из Китая. Он сказал, что, хотя кровопролитный двадцатый век завершился, не следует думать, что в двадцать первом веке не будет проблем. Ключевым моментом в новом веке должен стать поиск новых, альтернативных подходов к их решению. Так, единственный реальный путь к решению проблем взаимоотношений – путь диалога, будь то диалог между нациями, социальными группами или религиями.

Отвечая на вопрос китайского студента, не были ли демонстрации, прокатившиеся по тибетскому региону в 2008 году простым предлогом для Тибета атаковать китайцев, Его Святейшество предложил обратиться к истории последних 60 лет. Он напомнил, что до восстания 1959 года многие тибетцы жаловались на политику высокопоставленных китайских чиновников. Он напомнил о том, как доверие было подорвано, и ответом на восстания 55-го и 56-го годов стало их жесткое подавление. Не было предпринято никаких попыток понять суть недовольства народа. И хотя Мао Цзэдун заявлял, что в случае проблем Его Святейшество может обратиться к нему напрямую, три или четыре письма, направленные Его Святейшеством Мао Цзэдуну, так и не получили ответа.

«Два года назад у меня в гостях был друг из Китая, который перед нашей встречей намеренно отправился в Тибет, чтобы рассказать мне о своих впечатлениях. Так, в Лхасе он видел, как тибетцы преклоняли колени перед храмом Джоканг, а рядом с ними, без всякого уважения к вере людей, проводились шумные военные учения. Мой друг сказал тогда, что если в Тибете что-то и способствует сепаратизму – так это подобные действия китайцев».

Когда встреча подошла к концу, Его Святейшество обратился к китайским студентам со словами:

”Дорогие ханьские братья и сестры, многие недоразумения были нарочно созданы китайским правительством, пожалуйста, не верьте им. Мы уважаем народ Китая, мы уважаем вашу богатую и древнюю культуру. Но и мы не варвары — у нас тоже есть культура и история, есть собственный письменный и разговорный язык. Мы ищем решение, которое стало бы взаимно приемлемым. Мы просим автономии, которую гарантирует нам китайская конституция. Пожалуйста, постарайтесь изучить ситуацию более широко, с разных сторон. Сейчас, пока вы здесь, в свободной стране, воспользуйтесь возможностью поглядеть в оба глаза на мир, в котором мы все живем. Спасибо!»

Перевод: Наталия Волкова

http://dalai-lama.ru

  title=  title=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=11822