Печать

Калмыцкие монахи, погибшие в годы репрессий.Поиски, находки

Опубликовал: Валерий Павлов 15 Октябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов

  title=В поселке Ачинеры Черноземельского района в XIX веке был построен один из старейших буддийских храмов Калмыкии Чееря хурул. При хуруле действовала школа для манджиков (служителей храма). сейчас в этом здании находится молельный дом. Особая гордость верующих — письмо Далай-ламы XIII, которое бережно хранят ачинеровцы на протяжении многих и многих лет. Сам же хурул, как и сотни других в Калмыкии, был разрушен в эпоху строительства социализма. Как нам сообщил глава администрации Ачинеровского СМО Роман Шавартаев, местные власти и общественность намерены на месте бывшего хурула построить новый храм. Уже готовится проект, скоро начнут сбор средств на его строительство.

75 лет назад 15 ноября 1937 года гелюнгов Ачинеровского хурула арестовали сотрудники НКВД по КАССР. О значимости религии и духовности для народа, о репрессиях против служителей Ачинеровского хурула нам рассказал ветеран труда, уроженец п. Ачинеры Петр Амунович Босхомджиев.

— В начале XX века в хурулах Калмыкии служили несколько тысяч буддийских священнослужителей. Участь подавляющего большинства из них печальна. Во время массовых репрессий 20-30-х годов многие из них были расстреляны, часть была сослана в лагеря, где многие из них погибли от болезней, голода и холода. Только единицы представителей того поколения буддийского духовенства избежали страшной участи. Они в быту, тайком от официальных властей, проводили религиозные обряды… Уже к 1940 году все хурулы в Калмыкии были закрыты и уничтожены, духовенство репрессировано. После этого были закрыты национальные школы и классы, разрушилась система национально-культурного воспитания и образования, а вследствие этого потеря народом духовности, родного языка…

Эти события не обошли стороной и Ачинеровский хурул, находящийся на территории Черноземельского района, и его священнослужителей. В 1937 году против гелюнгов было выдвинуто обвинение в проведении антисоветской агитации. В то время в хуруле служили и проводили различные обряды монахи, чьи имена были известны не только в округе, но и далеко за ее пределами. И сегодня еще помнят их старики и те, кто сохранил о них все, что рассказывали их родители и родственники…

Вот имена гелюнгов Ачинеровского хурула: Бача Дорджиев, Шарга Болдыревич Сангаджиев, Бота Доржиевич Элеев, Гадаш Сангаджиев, Шарда Гедеевич Панчуркиев.

Гелюнг Бота Элеев был арестован на территории Ставропольского края в 1944 году и препровожден в Новосибирскую область, где впоследствии по доносу был посажен в тюрьму № 1 города Новосибирска. Там он и умер. Его также обвиняли в антисоветской агитации. В 1989 году Бота Элеев был реабилитирован.

Шарда Панчуркиев (1896 г.р.) в 1937 года был осужден на 8 лет. В 1989 году он был также реабилитирован.

В 1988 году в Элисте образовалась первая буддийская община. Кардинальные изменения в религиозной жизни начинаются с 1993 года, когда началось активное развитие религиозной деятельности. Повсеместно в селах, городах строятся хурулы, образуются общины. На учебу в Индию и Бурятию направляются юноши, которые вернувшись служат на благо народа, процветания республики. Они продолжают дело служения религии ушедших в мир иной представителей духовенства старшего поколения. Мир праху их. Дела их не забудутся благодарными потомками…

Возрождение традиционных верований прививает подрастающему поколению любовь к родному краю, любовь к национальным традициям, обряду, языку. Обретаются уверенность, чувство национального достоинства, возрождается национальный дух народа, который позволяет решать поставленные жизнью задачи.

Если кто-то узнал среди перечисленных имен священнослужителей своих родственников или может, что-то рассказать об их судьбе прошу связаться со мной по телефону — (8 847 22) 2-59-02.

Баатр АМТЕЕВ, журналист

Республиканская газета «Хальмг унн»

фото сайта http://shakyamuni.ru

  title=  title=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=11839