Опубликовал: Валерий Павлов 17 Октябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов
Бостон, штат Массачусетс, США, 14 октября2012 г. – Стояло прохладное утро и дороги были еще мокрыми после ночного ливня, когда Его Святейшество Далай-лама выехал в берлингтонский аэропорт, направляясь в Бостон.В аэропорту его встречал избранный лидер Тибета, Сикьонг Лобсанг Сенге, а также директор и основатель «Центра этики ценностей, ведущих к трансформации», действующего под эгидой Далай-ламы, Тензин Приядарши.
На встрече с деканамииз нескольких университетов, Его Святейшеству задали вопрос о философии воспитания. Он отвечал, что любое чувствующее существо, любое существо, которое знает, что такое счастье и страдание, стремится жить счастливо. Люди наделены сознанием, позволяющим понять, что некоторые эмоции разрушительны, тогда как другие – полезны. Мы склонны уделять больше внимания внешним проявлениям, хотя зачастую между тем, какими представляются явления, и реальностью лежит огромная пропасть. Роль воспитанияи образования состоит именно в том, чтобы помочь нам сократить эту пропасть и развитьв себе реалистичный взгляд на явления,чем бы мы ни занимались.
«Я вынужденно покинул Тибет, но мой отъезд дал мне возможность познакомиться с разными людьми и культурамии взглянутьна мир более реалистично», заметил Далай-лама.
Его Святейшество упомянул, что хотя Тибет часто называют Крышей мира, у него есть и другое образное название – «Третий Полюс», возникшее потому, что в Тибете находятся истоки рек, снабжающих водой порядка миллиарда человек в Азии.По этой причине хрупкая экосистема Тибета требует серьезной защиты – точно также как и культура Тибета, построенная на миреи сострадании. Образование сможет помочь людям осознать эти цели. Его Святейшество добавил с иронией, что даже китайские лидеры, отправляющие своих детей учиться в ”империалистическую” Америку, отдают дань важности образования.
На вопрос, зачем тибетцам становиться экспертами в различных областях, он ответил, что это, в первую очередь, позволит им взять на себя ответственность за сохранение культуры и природы Тибета. Он также указал на то, что поскольку КНР обладает большим экспертным потенциалом, Тибету развивать свой, с тем, чтобы иметь равные с Китаем позиции. На вопросо том, что с его точки зрения составляет основу лидерских качеств, Его Святейшество назвал такие качества, как добросердечие, способность к долгосрочному видению и всесторонний взгляд на вещи.
Во второй половине дня Его Святейшество вместе со старыми друзьями, христианским священником Томасом Китингом и монахом-бенедиктинцем Дэвидом Стайндль-Растом, провел беседу об этике, ценностях и благополучии.Они вошли, когда на сцене выступал Джеймс Тейлор, и зал рассмеялся, когда его Святейшество, надев на голову козырек от яркого света, предложил христианским монахам тоже надеть капюшоны, чтобы защитить глаза.
Далай-лама начал свое выступление словами: «Наша основная задача – пропагандировать общечеловеческие ценности с тем, чтобы создать мирный дом для семи миллиардов обитателей. Целью здесь не приобрести власть или влияние, но создать внутреннюю гармонию».
Он заявил, что общечеловеческие ценности, такие как любовь и сострадание, можно отделить от религии, так как у них есть биологическая основа, заключающаяся в материнской любви, которую мы все получаем, родившись на свет.Далай-лама считает, что это очень важно, поскольку многие люди не причисляют себя ни к какой религии но, тем не менее, являются частью человечества и должны иметь возможность сделать вклад в улучшение мира, в котороммы живем.
Его Святейшество также добавил: «Сегодня, в двадцать первом веке, когда нужны особые усилия, чтобы развивать в людях сострадание, нам следует обратить внимание на то, что женщины гораздо более восприимчивы к состраданиюи заботео нуждах ближних. Исторически, как мы знаем, герои войн, убийцы, носители агрессии, как правило, мужчины. Однако теперь, когда сострадательное лидерство становится востребованным, женщины должны играть более заметную роль».
Хотя сам Далай-ламане рассчитывает дожить до осуществления всех этих целей, он считает важным заботиться о будущих поколениях. Кроме того, следует жить так, чтобы не раскаиватьсяв прошлом перед лицом смерти. Преподобный отец Томас Китинг поддержал идею поиска базовых принципов, с которымимогли бы согласиться все на основе общности человеческих ценностей. Брат ДэвидСтейндль-Раст прибавил к сказанному пример французской и большевистской революций, идеи которых хотя и были против религиозных институтов, но которыеподдержал бы Иисус – ведь они ставили целью равенство, братство и свободу. Проблема, которую не смогли решить революции, состоит в том, как перенести эти прекрасные идеи из умовв сердца людей.
Его Святейшество также сказал, что развитие межрелигиозного взаимопонимания – это одна из его ключевых задач. Он видит, что основа всех религиозных практик, любовь и сострадание, едина в большинстве религий. И там, где христианство и другие религии, связанные с веройв Бога-творца, достигают смирения через полное подчинение воле Бога, буддисты используют теорию бессамостности. Сознание помогает нам управлять эмоциями. Например, страх происходит от недоверияи недостатка уверенности в себе.Как толькомы становимся правдивы и искренни, открыты и терпимы,мы обретаем большую уверенность в своих силах и преодолеваем страх.
На вопрос, хороши или плохи люди по сути своей, о. Томас ответил, что Писание считает всех хорошими, и всё – хорошим. Однако, добавил он, наука утверждает, что мы просто еще недостаточно развиты. Брат Дэвид поддержал эти слова и добавил, что, возможно, мы ещене вполне «хорошие», но развиваемся.Он предложил смотреть на человечество глазами любящей матери, которая говорит, «ты можешь стать еще лучше».
В заключение, Его Святейшество сказал: «Уверен, что из семи миллиардов людей, живущих на планете, нет ни единого, кто хотел бы страдать и сознательнохотел бы сталкиваться с проблемами.Тем не менее, многие проблемы — плод наших собственных усилий. Почему? Ответ лежит в неведении.Мы можем разрешить это только с помощью образования. Неведение – не вечно,но преодоление его зависит от усилий, которые мы прилагаем».
Тензин Приядарши произнес прочувствованную благодарность всем, кто позволил беседе состояться, и особо поблагодарил Его Святейшество, о. Томаса, брата Дэвида и Лиз Уокер за готовность поделиться своими мыслями.