Печать

Соёмбо Наадан

Опубликовал: Валерий Павлов 18 Октябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов

Со 2 по 5 октября 2012 года в Монголии впервые в истории отношений буддийского духовенства Сангхи России и буддийского духовенства Республики Монголия в местности Харахорин, в 500 км от столицы современной Монголии, там, где находилась древняя столица Монгольской империи, в колыбели монгольского буддизма, легендарном монастыре, ныне музее – Эрдэни Жуу – по инициативе руководства дацана «Гандантэгченлин» (г. Улан-Батор) состоялся большой духовный праздник «Соёмбо Наадан», который отныне будет проводиться один раз в три года.

Не случайно, что именно соёмбо – духовный символ монгольских народов, дарованный им еще в конце XVII века великим буддийским скульптором, Мастером, Учителем Занабазаром, первым Богдо Гэгэном – духовным лидером буддистов Монголии, украшает не только государственный герб самой Монголии, но и Бурятии, герб и флаг столицы Бурятии – г. Улан-Удэ. И соёмбо вошел в название нового буддийского праздника как символ нерушимого духовного единства братьев по Дхарме, символ вечности неподвластной времени Мудрости Прошлого, Настоящего и Будущего&helli

; Как знак того, что если народ живет в согласии с Дхармой – Учением Будды, то во всех Трех Временах его минуют великие несчастья и не откроются врата потерь, вражды, всепоглощающей и всеразрушающей ненависти… Потому что там, где Дхарма, там и Победа.

В связи с этим большим событием корреспонденты Пресс-службы Сангхи России попросили рассказать посетителям нашего сайта о данном мероприятии руководителя делегации Буддийской традиционной Сангхи России, преподавателя философии Буддийского университета им. Дамба Даржа Заяева, гэбшэ ламу Раднажаба Содномова.

- Уважаемый Раднажаб лама, мы очень рады новой встрече с Вами, и, как всегда, ждем от Вас очень интересного рассказа. Праздник «Соёмбо Наадан» в истории духовного сотрудничества Буддийской традиционной Сангхи России и духовенства Монголии, несомненно, событие неординарное. Скажите, пожалуйста, кто был удостоен этой высокой чести представлять нашу Сангху на столь ответственном мероприятии?

— В соответствии с Приказом № 13 от 21 сентября 2012 г. Пандито Хамбо ламы в делегацию от БТСР были включены Матоваров Гармажаб лама (преподаватель философии Буддийского университета им. Д. Д. Заяева), Цыремпилов Ендон лама (преподаватель философии Буддийского университета им. Д. Д. Заяева), Санжиев Жаргал лама (Ехэ унзад лама, дацан «Хамбын Сумэ», г. Улан-Удэ, пос. Верхняя Березовка), Гармаев Ширабжамсо лама (Бага унзад лама, Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ»), Цыбанов Булад (преподаватель факультета Тантры Дуйнхор Буддийского университета им. Д. Д. Заяева), Батоцыренов Бато лама (преподаватель факультета Тантры Дуйнхор Буддийского университета им. Д. Д. Заяева), Рычков Руслан лама (гэбгы лама Кижингинского дацана «Даши Лхумбо»), Дамбаев Алдар лама (унзад лама Кижингинского дацана «Даши Лхумбо»), а мне было определено стать руководителем делегации.

- Раднажаб лама, расскажите, пожалуйста, о программе «Соёмбо Наадан». Как нам стало известно, это были состязания, и состязания совершенно непростые! Сколько было участников? И как выступила наша команда?

- Да, это действительно так. Участников собралось по всем видам состязаний более шестисот человек, причем от России были только мы, всего 9 человек! И то, что мы заняли призовые места в отдельных видах программы, думается, это неплохой результат.

Но сначала хотелось бы рассказать об условиях конкурса и критериях оценки. Главным условием являлся уровень внутреннего развития духовенства. Главными же требованиями были высокая образованность и высокая нравственность. Особым условием было то, что в первый день все участники должны были быть облачены в одежды желтого цвета, во второй день – в одежды красного цвета.

Думаю, что небезинтересно было бы отметить, что на этом празднике присутствовали и наблюдали за ходом состязаний священнослужителей Верховный лама Калмыкии, Шаджин лама Тэло Тулку Римпоче и супруга недавно покинувшего этот мир Главы буддистов Монголии Его Святейшества IXДжебзун Дамба Хутухты Богдо Гэгэна.

Теперь о самих состязаниях. Всего участвовало около 70 человек.

Первым стал конкурс среди унзад лам (лам-запевал, ведущих хуралов). Вопросы были помещены в конверты, и участники, как на экзамене, вытягивали их, подобно жребию. Компетентное жюри выявляло лучших по следующим критериям: знание мелодии, такт, мелодичность, гармоничность исполнения, благозвучие голоса, а также по уровню знания традиций исполнения различных текстов.

Второй конкурс проводился среди шогомба – мастеров по изготовлению балинов – особых подношений Божествам. Главными условиями стали внешнее эстетическое исполнение, скорость, использование палитры красок при изготовлении декоративных деталей балина. Главным же критерием оценки стало умение объяснить назначение каждого элемента, каждой детали, причем, по количеству и цвету.

Третий конкурс был среди бишхууршэ — мастеров исполнения мелодий на буддийском ритуальном духовом инструменте Бишхуур. Уровень мастерства оценивался по знанию различных стилей исполнения (например, приветственный, торжественный и т. д.)

Четвертый конкурс проводился среди оршуулагша – мастеров перевода текстов с тибетского языка. В билете было три вопроса с цитатами или выдержками из различных Сутр и Комметариев к «Краткому Ламриму» великого Ламы Цонкапы. Например, из «Сутры внешних форм и внутренней сущности», цитаты из «Собрания» редких тибетских терминов «Ганжура» (Свода наставлений Будды Шакьямуни – прим. Пресс-службы Сангхи России), изложенных в стихотворной форме и переведенных на монгольский язык выдающимся Учителем Алагша Дандар Лхарамбой.

Наше сообщение будет не полным, если мы не расскажем нашим читателям о прошедшем вечером, вне программы, по окончании конкурсов, диспуте — традиционной основе обучения в буддийских монастырях мира. Наверняка этот диспут также проявил высокий уровень познаний его участников? По каким разделам Учения шел диспут?

— Да, диспут был очень даже непростым. Круг вопросов касался двух сложнейших разделов буддийской философии – «Прамана» (логика) и «Чойнхор» («Поворот Колеса Учения») из канона «Парчин» («Праджняпарамита»). Диспут шел исключительно на тибетском языке. По два часа на каждый раздел. Это была настоящая интеллектуальная битва! Вокруг двух «испытуемых» — «дамжава» — собрались все 600 человек. Задать им любые вопросы мог каждый из присутствующих. Ответ держали преподаватель философии Буддийского Университета Монголии Лувсангэндэн и студент Гоман дацана (Южная Индия) Лувсансурхэ.

За отведенные два часа им было задано несколько тысяч вопросов. «Дамжава» успешно давали быстрые ответы, красноречивые, правильно выстроенные, этим самым молниеносно подавляя своих соперников логикой и блестящим знанием предмета. И данный диспут показал весьма высокий уровень знаний его участников по изучению сложнейших разделов буддийской философии. Хотелось бы подчеркнуть, что «Прамана» в монастырях изучается в течение 4-х лет, «Парчин» — 6 лет. Так закончился первый день «Соёмбо Наадан».

Что происходило во второй день праздника?

— На следующий день все участники «Соёмбо Наадан» провели традиционный ритуал Почитания Учителя – Цогчод («Гуру Пуджа» - санскр., «Лама Чодби Цогчод» — тиб.). Он был посвящен Будде Шакьямуни и всем великим Учителям линии Преемственности всех школ буддизма.

После перерыва начались состязания переводчиков. Участники также вытягивали конверт с заданиями, на подготовку давалось пять минут. Мастерство перевода оценивалось по уровню знания языка оригинала, умению логичного изложения, грамотности речи и стилистике.

На этом философская часть мероприятия была завершена.

— Чему была посвящена вторая половина праздника?

Я бы сказал, что она была посвящена традициям – и древним, и современным. В отношении последних, можно сказать, что это была дань моде, современным увлечениям молодежи, живущим в условиях глобализации. Монголия сегодня – это динамично развивающаяся страна, не забывающая своих корней, но при этом по-своему интегрирующаяся в мировое сообщество XXI века.

Итак, сначала мы стали участниками соревнований на тему «Кто больше выпьет кумыса (айрака)». Результаты были впечатляющими!

Далее мы стали свидетелями захватывающих соревнований по национальной борьбе бухэ барилдаан. Надо отметить, что среди монгольского буддийского духовенства есть свои великие чемпионы – многократные победители подобных состязаний, которых знают в каждом районе Монголии и почитают как великих героев монгольской земли. Между этими четырьмя баторами и развернулись итоговые поединки.

Третьим, весьма своеобразным состязанием, стали соревнования по поднятию камней весом в 50 кг, 70 кг и 80 кг!

Далее прошли соревнования по европейским видам спорта — футболу, волейболу и баскетболу.

Вечером, в резиденции Хамбо ламы дацана «Гандантэгченлин» ламы состязались в игре «дэмбии» — популярной игре на пальцах, развивающую логику, скорость и проницательность. И здесь мы тоже можем увидеть философию…

Каковы же итоги? Что выявил этот необычный конкурс?

— Как любой конкурс, данное мероприятие выявило все наши сильные и слабые стороны. Есть много причин для дальнейшего развития. В частности, в отношении состязаний запевал – унзад лам, я бы отметил, что здесь отсутствует богатство различий в ритмике, общем рисунке мелодических линий. Наши унзад ламы, оказывается, просто копируют традиции монастыря Гандан. А разнообразие, уверен, должно существовать. И впереди у нас еще три года до следующих состязаний «Соёмбо Наадан».

Раднажаб лама, огромное спасибо за столь подробный и увлекательный рассказ!

Пресс-служба Сангхи России

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=8512