Печать

Атаган-Дырестуйский дацан Джидинского района Республики Бурятия Буддийской традиционной Сангхи России продолжает сбор пожертвований для завершения работ по возрождению исторического главного соборного храма дацана — Цогчен дугана

Опубликовал: Валерий Павлов 11 Ноябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов

ОБРАЩЕНИЕ

буддийского духовенства и прихожан Атаган-Дырестуйского дацана «Лхундуб Дэченлин» Джидинского района Республики Бурятия Буддийской традиционной Сангхи России

Уважаемые верующие! Уважаемые земляки!

Столетия назад наши предки-кочевники, отказавшись от войн и противостояния, искренне, всем сердцем приняли пришедшую по Великому Шелковому Пути из Азии сострадательную и глубочайшую философию жизни – Учение Будды. Буддийское вероучение даровало человеку веру в свои собственные силы и укрепило дух воинов-кочевников&helli

;

Для защиты и охраны своих новых южных рубежей молодая империя Петра Великого, после заключения в 1727 г. русско-китайского договора — Буринского соглашения – в связи с острой нехваткой собственных кадров, в приграничных с Монголией и Китаем районах Забайкалья начала процесс создания казачьих формирований из местного населения.

Русский посол граф Савва Владиславич (Рагузинский) всегда высоко отзывался о боевых качествах бурятских воинов: «Служат верою России. На границе с великим чаянием и верностью были доброоружены и доброконны, служили без жалованья, с добрым сердцем и учтивостью…».

Бурятские казаки обладали всеми качествами для несения пограничной службы: были хорошими наездниками, наблюдательны, отлично стреляли из лука и ориентировались на любой местности. Службу свою несли стойко, храбро, ревностно и бдительно. Отличались пылкостью и закаленностью. В 1735 г. «за прилежную службу» 7 селенгинских и 11 хоринских родов по ходатайству Саввы Владиславича получили особые знамена.

22 июня 1764 года, в соответствии с Указом Сената было решено сформировать бурятское казачье войско количеством в 2400 человек4 полка по шесть сотен казаков в каждом. Из числа родов атаганов, ашебагатов, сартулов, табангутов, цонголов и других. Из них больше всех изъявили желание служить на границе атаганы — 650 человек. Они сформировали целый полк!

Впоследствии, 18 из 20 забайкальских пограничных караулов состояли из бурят 5 селенгинских, 11 хоринских родов и 12 родов тунгусов. Служба была пожизненной. Казаки не платили ясак в царскую казну, имели крепкие хозяйства, их земельные наделы в 2,5 раза превышали размеры наделов простых ясачных соплеменников. Но при этом они должны были нести службу без жалованья и за свой счет содержать войско. И история атаганов знает множество прославленных воинов, доблестных командиров, заслуживших особые государственные награды России. Сколько силы и мощи духовной стоит за этими словами! Сколько великой любви и преданности своей родной земле!

Особой страницей в истории Селенгинского казачьего полка, куда входили и атаганы, стало их самоотверженное сражение под Смоленском в Отечественной войне 1812 г. Молниеносная легкая азиатская конница благодаря своей особой тактике потрясала европейцев! Бурятским казакам была оказана высокая честь одними из первых войти в поверженный Париж Наполеона Бонапарта!

17 марта 1851 г. в соответствии с Указом императора Николая I по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева, в целях освоения земель Дальнего Востока, было создано Забайкальское казачье войско, в которое вошли бурятские конные полки – 1726 человек. 6 декабря 1852 года Николай I пожаловал войску 16 боевых знамен. Участвуя во всех военных кампаниях Российской империи, вплоть до конца 1916 г., селенгинские казаки покрыли себя неувядаемой славой!

В годы первой обороны Севастополя в Крымской войне 1854–1856 гг. селенгинцы у стен этого города стояли насмерть! На легендарном Малаховом кургане, на оборонительной башне Корниловского бастиона, золотом по мрамору выбита памятная надпись «Селенгинский пехотный полк». Такая же надпись есть и на фасаде гарнизонной церкви. На плитах братского кладбища выбиты имена наших земляков, погибших здесь… В знак своей особой благодарности жители этого города одну из своих улиц назвали Селенгинской…

Современники вспоминали, что наших казаков всегда отличали особый патриотизм, высокая боевая выучка, крепкая дисциплина, верность товариществу, взаимовыручка, дружба, сострадание, готовность поделиться последним куском хлеба, последней щепоткой табака…

Но где бы ни был воин, он всегда связан со своей родиной, с первого дня до последнего… Уходя на пограничную службу, уходя на фронт, казаки 1-го атаганского рода всегда приезжали в свой родовой Атаган дацан «Лхундуб Дэченлин», который на свои средства возвели их сородичи в середине XVIII века. Приезжали помолиться Божествам, Идаму дацана Дамдин Сахюусану, Защитнику и Покровителю воинов Жамсаран Сахюусану, помолиться хозяевам родной земли у священной горы Номто Уула, чтоб они сберегли их жен и детей, родных и близких, а им самим спасли жизни… И даже если они не вернутся сейчас, чтоб всегда берегли их семьи от бед и несчастий…

Атаган-Дырестуйский дацан был один из крупнейших и богатейших дацанских комплексов Забайкалья. В 1853 году он имел 16 дуганов. По данным 1893 г.17 дуганов, в которых штатных лам числилось 320 человек, прихожан – 5113 человек. В долине к северу от дацана, у подножия Номто уула стояли субурганы.

В дацане работала собственная философская школа, большая типография выпускала 52 наименования священных буддийских текстов, в мастерских буддийской живописи и зодчества, в литейных мастерских работали лучшие бурятские мастера. На лечение к эмчи-ламам съезжалась вся округа.

В начале 30-х годов ХХ века практически все это варварски было уничтожено… Репрессировано большинство из 500 служивших здесь священнослужителей и хувараков… Было уничтожено и казачество как сословие, а это — четверть населения всего Селенгинского аймака!

История возрождения бурятских дацанов, вместе с ними и возрождение духовной культуры, бурятской национальной культуры, одной из главных основ которой является буддизм, берет свое начало в конце прошлого столетия, когда история нашей страны открыла свою новую страницу.

В 1992 г. у подножия Номто уула дырестуйцы восстановили первый субурган, в 1996 г. на восточной стороне села возвели небольшой дуган. В 2003 г. Хамбо лама Дамба Аюшеев выделил Атаган дацану средства для начала первых восстановительных работ исторического здания Цогчен дугана, единого с Сахюусан дуганом. Здесь в конце 30-х годов прошлого века большевиками был открыт гараж местной машинно-тракторной станции. И благодаря этому обстоятельству здание частично уцелело. 11 января 2004 г. буддийское духовенство Буддийской традиционной Сангхи России под руководством Пандито Хамбо ламы в одном из готовых помещений провел первый хурал. А в январе 2006 года возрожденный Сахюусан дуган был освящен.

В наши дни возрождающийся Атаган-Дырестуйский дацан становится по-настоящему одним из значимых духовных буддийских центров на юго-западе Бурятии.

22 апреля 2012 г. здесь впервые, спустя почти восемь десятилетий, ламами Жуд дугана Иволгинского дацана был проведен ритуал Жинсрэг, посвященный скорейшему завершению строительства соборного Цогчен дугана. Холодную погоду, выпавшую на этот исторический день, дырестуйцы воспринимали как символ препятствий, которые они должны преодолеть. А сильнейший ветер называли ветром очищения…

В данный момент в Атаган дацане ведутся работы по внутренней отделке Цогчен дугана. Установлены крыша, теплые окна, полы, двери. Впереди нас ждет огромная и кропотливая работа по оформлению алтарного зала. Данным Обращением мы просим всех земляков, всех верующих Бурятии, кто не равнодушен к проблеме возрождения духовности, исконных традиций высокой нравственности бурятского народа, к возвращению исторических ценностей, памятников истории родного края, поддержать Атаган-Дырестуйский дацан.

Будда не делил людей по национальности, по происхождению или вероисповеданию. Вклад каждого человека способен изменить многое. Важно верить в то, что путь обретения добродетелей через добрые дела непременно отзовутся в нашей жизни исполнением лучших желаний, здоровьем, успехом, благополучием, стабильностью во всем. Важно помнить слова Будды и о том, что человек должен использовать каждый предоставленный ему в этой жизни шанс для накопления Великого Собрания духовных заслуг («буян» — бур.), прочно закрывающих врата ущерба и потерь…

В алтаре Цогчен дугана необходимо установить статую Будды Шакьямуни высотой три метра. Очень высока оплата за весь комплекс услуг по изготовлению эскиза статуи, изготовление самой статуи, доставке, установке и по прочим сопутствующим услугам.

Мы просим откликнуться всех потомков доблестных казаков, живущих ныне по всей Бурятии, по всей России! Силами наших предков был возведен величественный Атаган-Дырестуйский дацан. Именно сюда они приходили молиться, именно здесь укреплялись их надежды на доброе будущее потомков, и здесь берет свое начало путь каждого из них… Уходя в неизвестность, воевать за свободу и счастье России, казаки-атаганы верили, что их внуки будут всегда такими же мужественными и бесстрашными, справедливыми, открытыми сердцем, сострадательными и мудрыми! Они показали всем нам великий пример благодарности, преданности и безоглядной любви к своей родной земле… И именно в вас течет их горячая кровь, в ваших сердцах живет их мужество и сила!

Возродив Атаганский дацан, мы все вместе возродим великую историю наших предков, даровавших нам эту жизнь, благословивших нас на лучший путь на этой земле! Возродим свои традиции духа и веры!

Для сбора пожертвований открыт Благотворительный расчетный счет Атаган-Дырестуйского дацана «Лхундуп Дэченлин»:

Джидинский филиал АК «Байкалбанка»

БИК 048141724

Корсчет 30101810600000000724

ИНН 0304005106

КПП 030401001

Расчетный счет 40703810500030000024

С уважением

шэрээтэ лама

Атаган-Дырестуйского дацана

Норбоев Жаргал Сындеевич

(конт.тел. 89243924349, 89021694298)

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=8673